Вчера был опубликован протокол заседания ФРС, в котором, наряду с информацией о возможном повышении ставки в мае сразу на 0,5%, появились и другие нюансы.
Разберемся в этих нюансах и в последовавшей после публикации реакции рынков.
С одной стороны, инструментом ФРС для обуздания инфляции является ключевая ставка, повышение которой должно сдерживать рост инфляции. С другой стороны, действия ФРС по покупке активов (так называемое «количественное смягчение» или Quantitative Easing = QE) способствовали росту инфляции.
Для снижения инфляционного давления ФРС необходимо начать процесс «количественного ужесточения» (Quantitative Tightening = QT). Для этого существует два способа:
Второй способ является более агрессивным, но позволяет в более короткие сроки нормализовать баланс. При этом рынок принимает на себя удар, т.к. с ростом предложения стоимость активов снижается.
У ФРС нет выбора, т.к. ее политика по агрессивному количественному смягчению во время пандемии COVID-19 привела к нынешней высокой инфляции. И ФРС существенно отстает в борьбе с ростом инфляции.
В ближайшем прошлом политика количественного ужесточения проводилась один раз, в 2017 году, после политики количественного смягчения, проводившейся в 2013-2014 годах.
Баланс ФРС на момент начала QT составлял около 4,5 трлн долларов США.
С началом внедрения политики количественного ужесточения ФРС начала постепенно продавать со своего баланса казначейские облигации сначала на 6 миллиардов долларов в месяц, доведя это значение до 30 миллиардов долларов в месяц. Одновременно ФРС продавала ипотечные облигации, начав продажи с 4 миллиардов долларов в месяц, и доведя их до 20 миллиардов долларов в месяц.
Максимальный месячный объем продаж облигаций ФPС составлял 50 миллиардов долларов в месяц.
Одновременно ФРС планировала повышать ставку рефинансирования на 25 базисных пунктов на каждом заседании.
Спустя год после начала количественного ужесточения ФPС вынуждена был свернуть эту программу, т.к. она оказывала большое негативное влияние на рынок. Рецессия 2018 года во многом явилась следствием проводимого количественного ужесточения.
Сегодня активы ФРС оцениваются в примерно 9 триллионов долларов, что составляет 36% ВВП США. Это в два раза больше, чем в 2017 году.
В этот раз ФРС планирует начать количественное ужесточение в мае с сокращения баланса сразу на 95 миллиардов долларов в месяц. Из них 60 миллиардов долларов приходится на казначейские облигации, а 35 миллиардов долларов – на ипотечные облигации.
Эти цифры гораздо выше, чем в 2017 году, когда действия ФPС привели к негативному эффекту для рынков.
Два основных момента, вытекающих из опубликованного протокола:
Это однозначно ястребиная риторика и было неожиданным решением для рынка, многие считали, что портфель ипотечных облигаций продаваться не будет. В рамках QT такого еще не было.
Нет сомнений в том, что обсуждения продажи портфеля ипотечных облигаций продолжатся. На фоне высокой и растущей инфляции такой шаг не кажется невозможным.
ФРС в последние годы неадекватно оценивала риски инфляции и опаздывала с принятием мер по сдерживанию инфляции. Риторика ФPС также не отражала реальной ситуации с инфляционным давлением.
Обсуждение повышения ставок на 50 базисных пунктов, утверждение плана по продаже облигаций на 95 миллиардов долларов, обсуждение продаж портфеля ипотечных облигаций – все это говорит о том, что у ФРС нет иных возможностей по сдерживанию инфляции.
Для понимания того, как политика ФРС влияет на рынки необходимо знать, что рынки не любят находиться в состоянии неопределенности и в ожидании сюрпризов. Рынок адаптируется к хорошим или плохим новостям, но не может адаптироваться в обстоятельствах неопределенности.
Когда есть четкие ожидания относительно дальнейшей политики регулятора, которая может иметь негативный эффект на экономику, участники рынка закладывают возможность покупки подешевевших активов с длительным горизонтом инвестирования.
Но когда планы регулятора неизвестны, большая часть участников рынка оказывается в проигрышной ситуации, т.к. прогнозы большинства участников рынка не срабатывают.
Это второе ужесточение политики ФРС в современной истории. Ранее ФРС не повышала ставку на 0,5%, не распродавала активы по 95 миллиардов долларов в месяц, не продавала портфель ипотечных облигаций. Рынок не может спрогнозировать последствия таких шагов.
Кажется очевидным, что это самое серьезное ужесточение в новейшей истории, которое способно негативно повлиять на рынки. Превышение ставок коротких облигаций над ставками длинных облигаций сигнализирует о скором наступлении рецессии. Но, несмотря на эти ожидания, никто не может однозначно утверждать о том, приведет ли политика ФРС к рецессии в экономике США. Даже инвестиционные банкиры.
Возможно, участники рынка эволюционировали таким образом, что готовы выкупать даже негативные новости. Возможно, определенность в дальнейших действиях ФРС вызывает некоторый позитив в ожиданиях инвесторов. Ведь до этого рынок наблюдал ФРС, который никак не реагирует на повышение инфляции, а сейчас рынок видит ФРС, решительно настроенный на борьбу с инфляцией.
Таким видится объяснение спокойной реакции рынка на объявленные меры по ужесточению политики ФРС.
Автор: Эльвир, аналитик Freedman Сlub Crypto News
BTC | 97686.15 |
ETH | 3401.18 |
EOS | 0.7631 |
XRP | 1.4745 |
LTC | 98.83 |
Актуальность 2024-11-24 02:10:06
Динамика курсов валют