Мы наблюдаем рост популярности игр и приложений, в которых можно зарабатывать. Экономика этих игр зачастую похожа на пирамиды или схемы Ponzi. Многие пользователи таких приложений могут потерять свои средства, если будут входить в них без должного анализа их экономики. StepN один из самых известных примеров этого направления.
Play-to-earn приложения получили популярность в 2020 году с появлением Axie Infinity. Axie лучше всего рассматривать как простую суперкоммерческую версию игры Pokemon. В этой игре участники покупают монстров, которых они могут тренировать, использовать в бою (чтобы выиграть больше монет) и разводить (чтобы создать больше монстров, которых они могут продать). Play-to-earn приложения все еще вызывают споры в игровом мире.
Первые массовые внутриигровые экономики зародились еще в начале 2000-х годов в таких играх, как EVE (объем торговли — 36 миллионов долларов в 2013 году) и World of Warcraft (объем торговли — ~ 770 миллионов долларов в 2021 году). Это игры, которые любят заядлые геймеры.
В 2001 году пятизначные номера участников ICQ (которые доказывали, что пользователь зарегистрировался в приложении чата раньше других) продавались на eBay по цене более 3000 долларов. В Китае виртуальная валюта приложения для обмена мгновенными сообщениями QQ, первоначально использовавшаяся для покупки виртуальных аватаров и одежды для этих аватаров, быстро стала стандартом в китайском Интернете. К 2007 году эта виртуальная валюта стала настолько большой, что Центральный банк Китая начал ее регулировать!
Итак, коммерциализация цифровых пространств не уникальна для криптографии. Но в каждом из этих случаев — стоимость проданного товара была понятна (пусть и чужда многим из нас). Люди покупали предметы в этих играх ради статуса или полезности в игровом мире. Возможность получать прибыль от спекуляций была потенциальной мотивацией, но она не была такой бросающейся в глаза, как в играх Play-to-Earn.
STEPN — достаточно простое приложение. Пользователь загружает его на свой смартфон и дает ему разрешение отслеживать свое местоположение. Затем, приложение отслеживает дистанцию ходьбы или бега.
Но разница между STEPN и фитнес-приложениями заключается в том, что, чтобы получить реальную пользу от STEPN, пользователю необходимо купить пару виртуальных кроссовок. Эти кроссовки продаются прямо сейчас по минимальной цене 5,7 SOL (~ 220 долларов США). Даже после снижения стоимости они стоят дороже большинства реальных кроссовок.
За эти деньги пользователь получает не просто симпатичные виртуальные кроссовки — он получает актив, приносящий доход. За каждый километр, который пользователь пробегает или проходит с приложением STEPN, оно генерирует токены. Участник может потратить эти токены, чтобы починить или улучшить свою виртуальную обувь. Токены также можно купить или продать за наличные.
StepN вознаграждает пользователей за тренировки, но откуда именно берутся для этого деньги? Ответ — конечно же, от новых пользователей, которые покупают токены для покупки кроссовок или других внутриигровых предметов.
Многие скептики говорят: «Да, это чистой воды пирамида, схема Понци».
Это частое обвинение против игр, в которых нужно зарабатывать деньги. Также не очень хорошо выглядит для STEPN то, что их генеральный директор за последние шесть месяцев написал две отдельные статьи, в которых утверждается, что STEPN на самом деле не является схемой Понци.
И это настораживает участников рынка Move-to-Earn.
Но в дело STEPN стоит углубиться, потому что почти каждый новый финансовый инструмент в истории когда-то высмеивался как какая-то схема Ponzi.
Ponzi схемы в широком смысле можно наблюдать и в обычной жизни на примере институционального режима, тех же банков (которые хранят у себя только часть вложенных клиентами средств, а остальное ссужают) или социального обеспечения (кто платит пенсии и социальные выплаты старым работникам, если не новые?).
Поэтому стоит потратить время на понимание схем Ponzi, и их присутствия в проектах to-Earn.
Первая схема Ponzi, как можно было ожидать, не была организована Чарльзом Понци.
За 40 лет до того, как Чарльз ограбил своих инвесторов на сумму 15 миллионов долларов (~ 216 миллионов долларов в сегодняшней стоимости), Сара Хоу запустила Ladies Deposit.
Сара Хоу рекламировала вложения под процентную ставку в 8% для женщин в Соединенных Штатах. Когда она не смогла выплатить деньги своим вкладчикам — так как это была схема Ponzi — власти арестовали ее, и она отсидела три года в тюрьме.
Схема Ponzi на самом деле довольно проста.
Человек привлекает деньги от первого раунда инвесторов, обещая им дикую прибыль.
Затем он использует этих инвесторов для привлечения большего количества инвесторов второго раунда.
Когда этот второй раунд «инвестирует», основатель использует их деньги для выплаты прибыли первой группе инвесторов.
«Успех» первого раунда привлекает инвесторов третьего раунда. Таким образом, основатель может выплачивать средства второму раунду инвесторов из их депозитов…
И это повторяется до тех пор, пока не лопнет.
Веб-сайт службы социального обеспечения правительства США так описывает схемы Ponzi:
«Чтобы выплатить 100% прибыли первой 1000 инвесторов, вам нужны деньги от 2000 новых инвесторов. Чтобы выплатить такой же доход этим первым 3000 инвесторов в следующем раунде, вам нужны деньги от 6000 новых инвесторов. Затем для выплаты этим 9000 инвесторам, то вам потребуется 18 000 новых инвесторов. На самом деле, если все инвесторы останутся в схеме, количество участвующих инвесторов должно утраиваться с каждым раундом инвестиций. В схеме Понци, которая начинается с 1000 инвесторов, после 15-го раунда количество инвесторов превысит население Земли».
У каждого поколения была своя основная схема Понци или финансовая пирамида. Самой массовой схемой была пирамида дедушка всех Понци — Берни Мэдоффа, который создал пирамиду на 20 миллиардов долларов до своего ареста в 2008 году.
Первые признаки этой схемы в StepN очевидны. Схема Понци возникает, когда используются средства новых инвесторов для выплаты старым инвесторам.
Создатели STEPN особенно чувствительны к обвинению в организации схемы Ponzi. Они даже описывают точную динамику, которая может создать эффект, подобный Понци, в играх Play-to-Earn.
“В играх Play-to-Earn пользователи покупают NFT за 100 долларов и получают выплаты, скажем, 1 доллар в день, которые можно использовать в игре для улучшения предметов или для обналичивания. Но как пользователь может обналичить деньги? Большинство игр загружают пул ликвидности, который привязывает стоимость их токена к относительной стоимости доллара США. По мере развития игры и присоединения новых игроков пул ликвидности растет и становится более надежным, так что игроки могут вносить или обналичивать деньги по своему желанию.
Но этот результат возникает только тогда, когда предложение токенов и спрос на токены хорошо сбалансированы. Если спрос превысит предложение, цена на токены вырастет (на что и делают ставки спекулянты). Но если предложение превысит спрос, то стоимость токенов начнет рушиться. Это приводит к истощению ликвидности, когда ранние инвесторы все еще могут получать прибыль, но новые инвесторы (которые купили по более высокой цене) терпят убытки.”
Таким образом, ключ к устойчивости любой игры Play-to Earn состоит из двух частей:
1. Держать запас токенов ограниченным;
2. Поддерживать спрос на токены высоким.
Сделать первое просто, если токеномика проекта хорошо спроектирована. Биткоин, например, имеет общее фиксированное предложение. И в большинстве игр, основанных на принципе Play-to-Earn, есть способы «сжигать» жетоны, покупая предметы в самой игре.
А вот во втором пункте заключается магия. Чтобы поддерживать высокий спрос, необходимо привлекать/удерживать пользователей и постоянно находить для них новые способы тратить свои токены.
И это на самом деле самое сложное в разработке игр. Люди любят играть в игры, пока они не надоедят им. В этот момент пользователи, скорее всего, уходят, чтобы найти какие-то новые игры. В играх типа Play-to-Earn отток пользователей запускает гиперинфляционную смертельную спираль, которая вредит поздним последователям.
Время от времени появляются игры, которым удается добиться успеха и стабильно удерживать внимание пользователей. World of Warcraft исполнилось 18 лет. Eve 19 лет. SecondLife 19 лет. Но гораздо чаще популярные игры получают популярность и исчезают. Все еще помнят Pokemon Go?
Но может ли StepN стать одной из них?
Вероятно ли, что через пять лет люди все еще будут использовать виртуальные кроссовки NFT, чтобы зарабатывать на беге?
Если Вы думаете, что ответ «да», или Вы верите, что компания успешно расширится до других продуктов, направленных на заработок, тогда Вам, во что бы то ни стало, следует купить ее токены или NFT.
Но если это не Ваше видение будущего этой компании, то, тогда покупка ее токенов или NFT может оказаться схемой Ponzi и привести Вас к убыткам.
Автор: Эльвир, аналитик Freedman Сlub Crypto News
BTC | 97732 |
ETH | 3311.79 |
EOS | 0.6695 |
XRP | 1.131 |
LTC | 90.78 |
Актуальность 2024-11-21 15:50:05
Динамика курсов валют