Взлетев к новым максимумам, Ethereum наконец-то превзошел свой предыдущий рекордный максимум на фоне растущего Bitcoin. Поскольку любовь бычьего рынка коснулась не только BTC или ETH, но и многих других зарождающихся сетей первого уровня, известных как называемые убийцы Ethereum, сейчас самое время рассмотреть, есть ли у них реальные шансы теперь, когда Ethereum пробудился.
Концепция «убийцы Ethereum» обсуждалась бесчисленными криптопроектами, шиллерами и медиа-платформами в течение нескольких лет, однако многие розничные инвесторы просто смеются над ними, поскольку Ethereum остается бесспорным королем децентрализованных приложений (dApps). Когда проект решает создать блокчейн-приложение, Ethereum (ETH) всегда использовался в сети в 9 случаях из 10.
Теперь же лояльность быстро испаряется, когда проблемы с доверием влияют на кошелек пользователей. Проблемы масштабирования Ethereum начались снова, когда децентрализованные финансы (DeFi) начали занимать центральное место, нанося вред сети и обнажая недостатки масштабируемости. В 2021 году настала очередь невзаимозаменяемого токенов (NFT) расти, добавляя еще больший трафик в уже перегруженную сеть Ethereum. Это привело к баснословным гонорарам за газ за единичные транзакции – пользователи тратили сотни долларов в никуда.
Одновременно с успехом DeFi и NFT многие стартапы решили либо оставить ETH для других сетей, использовать решения уровня 2 (L2), либо стать мультицепочечным, чтобы позволить своим пользователям наслаждаться низкими комиссиями и быстрым временем обработки других блокейн-сетей.
Наиболее известные цепочки уровня 1 (L1) сегодня были созданы для решения трилеммы цепочки блоков, также известной как проблема масштабируемости, в которой говорится, что масштабировать цепочку блоков либо слишком сложно, либо невозможно без ущерба для двух одинаково важных атрибутов: безопасности и децентрализации.
Парачейн-аукционы Polkadot, датированные 11-ым ноября, конференция Solana Breakpoint (7-10 ноября в Лиссабоне, Португалия) и конференция разработчиков Fantom (25 октября, Абу-Даби) сделают многое, чтобы попытаться позиционировать свои цепочки как наиболее надежную альтернативу Ethereum.
Учитывая, что многие проекты L1 решают эту задачу, лишь немногие могут действительно сравниться с Ethereum, по крайней мере, по рыночной капитализации и сетевым эффектам. Одна из законных угроз ETH, возможно, даже самая большая угроза — это Cardano (ADA). Многие считают, что этот долго развивающийся проект во главе с соучредителем Ethereum по-прежнему остается естественным достойным соперником. Тем не менее после запуска смарт-контракта Guguen цена ADA почти не изменилась, в то время как другие цепочки L1 продолжают стремительно расти в цене и распространении.
Cardano — один из немногих блокчейнов L1, которые отказываются ставить под угрозу свои другие атрибуты в пользу масштабируемости. И, как и ETH, он не требует сокращений, имеет такое же грандиозное видение будущего и поддерживается обширным лояльным сообществом. Но не слишком ли долго они вводят обновления?
Основатель Cardano Чарльз Хоскинсон является одним из основателей Ethereum, наряду с Виталиком Бутериным и Гэвином Вудом из Polkadot. Разногласия между Виталиком и Хоскинсоном о том, запускать ли Ethereum как некоммерческую организацию или как предприятие, якобы привели к тому, что Виталик выгнал Хоскинсона в 2014 году.
Затем Хоскинсон решил пойти своим путем и создать новую криптовалютную компанию Input Output Hong Kong (IOHK), которая положила начало разработке Cardano. Со временем Хоскинсон сотрудничал с другими организациями, такими как Emurgo, для создания криптопроекта стоимостью почти 100 миллиардов долларов.
По состоянию на 21 октября ADA уже стала 4-й по величине криптовалютой по рыночной капитализации. Между тем, ETH продолжает оставаться вторым в этом списке с рыночной капитализацией в 509,58 миллиарда долларов, что почти в семь раз больше, чем у ADA.
С таким огромным пробелом в оценке сети, может ли Cardano действительно быть убийцей Ethereum, как утверждают его сторонники? Давайте сравним различные аспекты обоих протоколов.
Стиль разработки Ethereum, по-видимому, сочетает в себе совместную работу и открытость сообщества разработчиков с открытым исходным кодом и подход «двигайся быстро и ломай устаревшее», который широко распространен в культуре стартапов. У этого есть несколько преимуществ и несколько недостатков. Имея всего два года перед Cardano, Ethereum смогла быстро развернуть функциональность смарт-контрактов и создать новый и быстроразвивающийся сектор в индустрии еще тогда, когда все внимание было обращено на BTC, благодаря его возможностям ICO.
Тем не менее система Ethereum также страдает от нескольких ошибок в своем существовании, некоторые из которых очень дорого обходятся инвесторам. Например, ошибка DAO в 2016 году, из-за которой было украдено ETH на сумму 60 миллионов долларов. Фактически, Ethereum продолжает сталкиваться с проблемами в своем коде даже сегодня, самая последняя из которых произошла, когда сеть внезапно разделилась на две отдельные цепочки в августе прошлого года из-за другого эксплойта.
Модель развития Cardano, с другой стороны, предпочитает подход «сделай правильно с первого раза», который опирается на академические исследования, экспертную оценку и формальную проверку.
Cardano фокусируется на трех основных принципах масштабируемости, совместимости и устойчивости для запуска реальных критически важных приложений dApp. Этот черепаховый подход хорошо зарекомендовал себя для Cardano, о чем свидетельствует большое сообщество и база пользователей, которые он накопил за последние шесть лет. Однако этот строгий метод также привел к отставанию разработки от других протоколов, так что потребовалось около шести лет, чтобы включить смарт-контракты Cardano после даты его основания.
Многие эксперты назвали сеть L1 «переоцененной», поскольку в ней строится меньше проектов по сравнению с сетями с меньшей рыночной капитализацией, такими как Polkadot и Solana. Более того, зависимость Cardano от их академической системы экспертной оценки становится все более и более осмеянной. Даже Бутерин, чья сеть хромает за счет сборов газа и проблем масштабирования, не преминул пошутить над этим. Но давайте посмотрим на некоторые технические характеристики, чтобы сравнить два проекта.
Основная сеть Ethereum на сегодняшний день по-прежнему реализует модель консенсуса PoW, которая подразумевает, что транзакции должны быть добыты, чтобы быть добавлены в цепочку блоков. PoW подвергается серьезной критике за высокое энергопотребление и воздействие на окружающую среду, что делает его неэффективным в качестве операционной системы и неприемлемым для работы dApps.
ADA, с другой стороны, уже реализует модель консенсуса с доказательством доли (PoS), которая заменяет майнеров стейкерами, выполняя проверку транзакций с меньшими требованиями к энергии.
PoS — это, в конечном счете, лучшая альтернатива блокчейнам смарт-контрактов, что делает ADA лучше ETH в этом аспекте. Однако Ethereum уже находится в процессе перехода на ETH 2.0 на основе PoS и, как ожидается, завершит свое слияние где-то в 2022 году. До тех пор система PoS от ADA остается на вершине PoW ETH.
Cardano использует модель учета с расширенным выводом неизрасходованных транзакций (eUTXO), обновленную модель UTXO Bitcoin с добавленными возможностями смарт-контрактов, которая также имеет поддержку нескольких активов и работает аналогично наличным деньгам. Ethereum, с другой стороны, использует модель Account / Balance, в которой монеты хранятся в учетных записях пользователей, аналогично тому, как работает банк.
Модель eUTXO от Cardano призвана упростить смарт-контракты и позволить разработчикам создавать приложения с меньшими усилиями по сравнению с Ethereum.
Тем не менее, функция смарт-контракта Cardano была включена только недавно, а это означает, что она даже близко не прошла боевые испытания, как ETH. На самом деле при запуске тестовой версии Minswap на основе Cardano возникли некоторые трудности. Кроме того, по состоянию на октябрь 2021 года на Cardano еще нет функциональных децентрализованных бирж (DEX) основной сети, но это может измениться в ближайшие пару недель или месяцев.
Хотя у него есть недостатки, по крайней мере, мы знаем, что Ethereum работает. Пока мы не увидим значительное количество децентрализованных приложений, работающих на Cardano, ETH будет явным победителем с точки зрения возможностей смарт-контрактов.
ETH долгое время пытался решить проблему масштабируемости, но Ethereum 2.0 — это многолетнее обновление. На данный момент ETH все еще работает на PoW, что объясняет высокую плату за газ и медленное время обработки. В то время как команда разработчиков стремится поддерживать как можно больше пользователей в сети, ограничения размера блока оказалось трудно устранить, поскольку простое их случайное увеличение также угрожает децентрализации. Блоки большего размера также требуют, чтобы узлы имели больше места для хранения, что эффективно создает барьер для входа для мелких майнеров.
ADA, с другой стороны, не страдает такими проблемами (по крайней мере, пока) благодаря своей многоуровневой структуре, которая состоит из отдельного уровня расчетов и вычислительного уровня для транзакций. Уровень расчетов Cardano (CSL) рассчитывает транзакции по мере их выполнения в сети, в то время как вычислительный уровень Cardano (CCL) функционирует как мозг сети, поддерживая функции смарт-контрактов.
На сегодняшний день неясно, какой протокол выигрывает с точки зрения масштабируемости, поскольку смарт-контракты Cardano еще не прошли полноценное тестирование. Только с точки зрения пропускной способности 257 TPS ADA определенно превосходит 15 TPS ETH, но оба протокола в первую очередь конкурируют как платформы dapp, а не как платежные платформы.
Оба проекта планируют реализовать масштабные решения. ETH экосистемы ожидает Ethereum 2.0, которая позволила бы сеть масштабировать до 100 000 TPS. ADA также будет внедрять решение уровня 2 под названием «Hydra», которое обозначает пулы ставок как «гидра-головы», которые могут обрабатывать около 1000 TPS. Теоретически, если количество пулов ставок в сети достигнет 1000, Cardano потенциально может достичь пропускной способности транзакций в 1 миллион TPS с Hydra.
А пока нам нужно подождать и посмотреть, какой протокол будет работать первым.
Нет, честно говоря, Cardano пока нельзя считать убийцей Ethereum, поскольку ETH жив и по-прежнему является доминирующим L1 в криптографии. Кроме того, Cardano отстает от растущих конкурентов, таких как Солана, которая в последние месяцы демонстрирует быстрое внедрение. Однако ADA, безусловно, захватила значительную долю рынка ETH. Тем не менее обе платформы имеют возможности для роста в этой бычьей гонке.
Трудно определить, сможет ли ADA когда-либо превзойти рыночную капитализацию ETH, не говоря уже о том, чтобы «убить» его. Хотя архитектура и подход ADA к разработке кажутся в основе своей разумными, ему еще предстоит многое доказать с точки зрения функциональности смарт-контрактов. Еще один фактор, который следует отметить, заключается в том, что обновления Cardano потребуют времени, поскольку каждое из них тщательно обрабатывается и проверяется перед развертыванием.
Тем не менее Ethereum также находится в затруднительном положении, поскольку многие пользователи стали опасаться его медленной и дорогой сети, особенно когда у них есть альтернативы, такие как Cardano и многие другие, которые быстро растут и съедают его долю на рынке. Хотя ETH остается королем децентрализованных приложений, его титул больше не является бесспорным.
Автор: Ньют Саламандр, аналитик Freedman Сlub Crypto News
BTC | 98782.6 |
ETH | 3878.08 |
EOS | 1.3358 |
XRP | 2.384 |
LTC | 132.53 |
Актуальность 2024-12-05 00:00:14
Динамика курсов валют