Трендом 2022 года можно назвать и Метавселенные. После того, как Марк Цукерберг сообщил о том, что хочет создать виртуальную среду, где можно будет взаимодействовать при помощи аваторов, развлекаться и работать. Про Метавселенные стали говорить на ведущих новостных порталах и агрегаторах. Компании, такие как IBM, Boeing и прочие заявили о том, что тоже начинают разработку своих Метавселенных.
Отношение к Метавселенным неоднозначное. Есть мнения, что они смогут совершить очередную цифровую революцию, другие утверждают, что это не более чем маркетинговые кампании.
К примеру, Илон Маск считает, что пока речи вообще быть не может о том, чтобы спроектировать и запустить работающую Метавселенную. По его мнению, можете надеть телевизор на нос, но ничего из этого хорошего не получится.
Глава Сбера Герман Греф также считает концепцию Метавселенных сырой и требующей очень серьезной технической доработки. Греф подчеркнул, что уже использовал очки Oculus, и они ему не понравились.
Однако, пока ведутся споры и обсуждения, Facebook собирается в этом году выпустить ряд гаджетов для Метавселенной. Будет представлена Project Cambria — гарнитура виртуальной реальности. Она может улавливать мимику пользователя. Ведутся работы и над Project Nazare — очки дополненной реальности.
Компании, занимающиеся разработкой Метавселенных, считают, что все равно это поможет развитию их инфраструктуры, и принесет пользу всем участникам. Однако, не стоит верить безоговорочно рекламным слоганам разработчиков Метавселенных. Надо уже сейчас готовиться к угрозам, которые обязательно появятся, как только они начнут внедряться в массовом порядке.
Главный риск состоит в том, что придется разрабатывать новое поколение ПО и протоколов, работающих с ними, а также и оборудования. До сих пор кибермошенники без проблем взламывают сайты компаний и корпораций, требуя выкуп. В сфере носимых устройств и IoT брешей безопасности еще больше. Причем хакерам даже не нужно будет создавать новые системы атаки. Они будут использовать традиционные виды атак и внедрять их в платформы Метавселенных.
Классическая ситуация – пользователь не сможет зайти в свой виртуальный офис или дом, поскольку коды взломаны, киберпреступник требует выкуп за восстановление доступа.
Все чаще будут происходить взломы IoT. Любое устройство виртуальной реальности, включенное в платформу Метавселенной станет точкой уязвимости и входа для хакеров внутрь виртуальной системы. И даже это не будет доминирующей угрозой.
Стандартная социальная инженерия станет совсем иной после внедрения Метавселенных. К примеру, хакеры смогут взламывать аккаунты пользователей и под видом их аватаров, общаться с другими участниками, получать приватные данные прямо из первых рук.
Это неизбежно вызовет масштабные утечки персональных данных с Метавселенных. Причем, неизвестно, какими станут системы верификации пользователей и какие данные о себе они будут обязаны предоставлять. Каким образом будут обеспечены протоколы защиты персональных данных пользователей, когда сейчас корпорации периодически попадают в скандалы с утечкой данных, непонятно. Также в игровых вселенных фиксируют многочисленные случаи угона транспортных средств и прочих артефактов, а что будет в Метавселенных?
Фишинг данных выйдет на новый уровень. Софт по поддержке разнообразных Метавселенных создается в быстром темпе, что неизбежно вызовет появление значительного числа уязвимостей. Ими обязательно воспользуются группировки хакеров.
Тем более, что их уровень технической оснащенности становится все более высоким. Уже работают группы кибернаемников, занимающихся похищением информации от бирж по заказу конкурентов и организованные группы, оснащение которых не уступает спецслужбам. Они будут взламывать аккаунты пользователей и компаний, работающих в Метавселенных.
Никто не гарантирует, что сами компании не станут нанимать такие группы для того, чтобы нанести урон конкурентами и переключить на себя большинство пользователей. Черный маркетинг до сих пор действует и эффективен.
Проблемы могут быть вызваны и возникновение зависимости пользователей от Метавселенных, могут появиться новые формы расстройств, наподобие существующей игромании и зависимости от гаджетов. Причем она может быть гораздо серьезнее и сродни наркотической.
Вряд ли и сами разработчики захотят делиться данными между собой, а значит есть риск, что Метавселенные превратятся в изолированные виртуальные пузыри с классами привилегированных пользователей и рейтингами для участников.
Таким образом, Метавселенные станут катализаторами угроз, которые действуют сейчас. Они станут еще более изощренными и мощными, способными нанести огромный ущерб как обычным пользователям, так и компаниям. Каким образом будут их решать создатели Метавселенных, и смогут ли, вопрос открытый.
BTC | 97616.73 |
ETH | 3469.46 |
EOS | 0.8314 |
XRP | 1.4443 |
LTC | 96.32 |
Актуальность 2024-11-25 16:30:07
Динамика курсов валют