В Госдуму внесли законопроект, регулирующий в России процедуру майнинга криптовалют и ее последующей продажи. Авторы документа — 16 депутатов, в том числе глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, зампред Госдумы Алексей Гордеев, замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.
Профессиональный юрист, а также владелец Telegram-канала Crypto_law Дмитрий Романов подробно проанализировал документ и поделился с читателями нашего журнала своими размышлениями и опасениями по поводу будущего цифровой валюты в России.
- Общественность отреагировала на данную новость неоднозначно. Одни радуются тому, что в вопросах крипторегулирования появилась какая-то ясность, другие считают что данный законопроект только усугубит ситуацию. Что думаете вы?
-17 ноября 2022 года группа депутатов внесла в ГосДуму проект федерального закона № 237585-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении и изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в СМИ назвали законом о майнинге (далее – законопроект). Так вот это не совсем правильно. Проектом закона регулируется гораздо больший круг отношений и вопросы майнинга это только отдельная часть этого законопроекта.
- Что именно вас смущает в самом законопроекте?
- Первое, что следует отметить – этот законопроект внесен не Правительством РФ, а группой депутатов во главе с председателем Комитета по финансовому рынку А.Г. Аксаковым. Возникает вопрос – а где же тот обещанный с февраля месяца проект закона о цифровой валюте от Минфина, о котором говорится много и долго? А его так и нет.
- Второе – законопроектом вносятся изменения в закон, регулирующий оборот цифровой валюты, т.е. в Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, происходит его апгрейд и теперь этот 259-ФЗ будет определять еще и правила майнинга, деятельности майнинг-пулов, создания цифровой валюты, отчуждения цифровой валюты и, конечно, новые запреты.
- Третье – предполагается, что проект закона вступит в силу уже с начала 2023 года. Это достаточно оперативно для такого рода актов и указывает на большую заинтересованность со стороны Правительства России, Банка России и криптосообщества в его утверждении. Поэтому есть шанс, что законопроект будет принят в ускоренном порядке до конца текущего года. Ведь разрешения этого вопроса ждут очень многие, и не только майнеры.
- Предлагаю подробнее пройтись по самому законопроекту. Что нового вносит регулятор?
- Как минимум, законопроект вводит три новых определения:
майнинг цифровой валюты – это деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра, имеющих целью создание цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте.
майнинг-пул – это объединение мощностей нескольких вычислительных устройств, принадлежащих разным владельцам (далее – участники майнинг-пула) и применяемых для целей майнинга, в результате которого осуществляется распределение полученной цифровой валюты между владельцами указанных вычислительных устройств.
создание цифровой валюты в Российской Федерации – действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на возникновение цифровой валюты.
- А что касается регуляторных норм? Как будет контролироваться деятельность майнеров, а также компаний, так или иначе связанных с цифровыми активами?
- Законопроектом четко определяются некоторые регуляторные нормы, предписывающие, что требования к деятельности майнеров и участников майнинг-пулов будут впредь устанавливаться Правительством России по согласованию с Банком России. А вот контроль и надзор за их деятельностью будет осуществлять уполномоченный орган, который позже определит Правительство России. Полагаю, что им, вероятнее всего, станет Федеральная налоговая служба.
Важно! Законопроект вводит запрет, суть которого в том, что в Российской Федерации запрещается реклама и (или) предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровых валют, а также товаров (работ, услуг), в целях организации выпуска, выпуска, организации обращения, обращения цифровой валюты (за исключением майнинга цифровой валюты).
Этот означает, что фактически в правовом поле остается только майнинг. И то только тот, который соответствует требованиям регуляторов.
- Что конкретно будет запрещено?
- Будет запрещено:
• рекламировать и (или) предлагать в иной форме неограниченному кругу лиц цифровые валюты, если эти действия направлены на организацию выпуска, выпуск, организацию обращения, обращение цифровой валюты;
• предлагать товары (работы услуги), если эти действия направлены на организацию выпуска, выпуск, организацию обращения, обращение цифровой валюты.
- Коснутся ли данные запреты майнина?
- Что касается майнинга – то его реклама запрещена не будет. Более того, исходя из указанного запрета именно у майнеров и участников майнинг-пулов останется возможность совершать операции с цифровой валютой (криптовалютой). Это очень серьезно ограничит и фактически заблокирует все легальные возможности совершения операций с цифровой валютой в России.
Однако все криптосообщество ожидало абсолютно иного решения этого вопроса, предполагая, наоборот, создание возможностей для организации оборота. Эти ожидания и надежды усиливались на фоне беспрецедентного санкционного воздействия на страну. Однако ситуация стала развиваться по другому плану, что подчеркивает преобладающе негативную оценку легализации оборота цифровых валют и влиянии позиций Банка России на авторов законопроекта.
- Что еще интересного криптоэнтузиасты могут найти в предложенном законопроекте?
- В законопроекте интересными являются положениями о том, что в случае получения цифровой валюты в результате майнинга, лицо, осуществляющее майнинг, в том числе участник майнинг-пула, обязано предоставить информацию о получении цифровой валюты, а также информацию об уникальной последовательности символов, используемых для учета операций с цифровой валютой, зачисляемой в результате майнинга, лицу, осуществляющему майнинг, (адрес-идентификатор), в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Это предложение нуждается в дополнительной проработке, поскольку пока не ясно что подразумевается под указанным адресом-идентификатором, вероятно речь идет о кошельке.
- Что вы можете сказать о необходимости предоставления лицами, осуществляющими майнинг, в том числе участниками майнинг-пулов, информации о получении цифровой валюты в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах?
- Эта норма вызывает еще больше вопросов. Предположим, что в данном случае имеется в виду налоговые декларации, которые необходимо представлять в соответствии с Налоговым кодексом России (далее – НК РФ). Однако в таких декларациях фиксируется факт получения доходов и наличия расходов за отчетный период, но никак не информация о получении цифровой валюты. Возможно, что в дальнейшем формы таких документов будут подвергнуты изменениям и в них появятся соответствующие разделы о цифровых валютах. Пока это не ясно. В любом случае для реализации такой обязанности должны быть приняты изменения в НК РФ.
- Самый большой резонанс вызвало положение нового законопроекта о том, что фактически, продавать цифровую валюту будет возможно только за пределами России. Что вы можете сказать об этом?
- Из законопроекта следует, что цифровая валюта, полученная в результате майнинга, может быть отчуждена лицом, осуществившим майнинг данной цифровой валюты, при условии, что при совершении сделок с ней не используются объекты российской информационной инфраструктуры, за исключением случаев осуществления сделок в соответствии с установленным экспериментальным правовым режимом.
Тут следует обратить внимание на два факта:
• Первый – это то, что продавать цифровую валюту легально можно будет только в случае ее майнинга и только на зарубежных площадках.
• Второй – исключением могут быть ситуации, когда отчуждение будет осуществляться в рамках экспериментальных правовых режимов. Вероятно такие режимы будут формироваться в рамках Федерального закона от 31.07.2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Указанное свидетельствует о том, что в России не планируется создание специальной инфраструктуры для совершения операций с цифровой валютой. Подобные операции смогут осуществляться исключительно на иностранных биржах и обменниках.
Кроме того, указанные предложения оставляют открытым вопрос о том, что делать с теми цифровыми валютами, которые появляются без майнинга или были получены в результате сделок. Судя по всему они остаются вне закона, поскольку получены без майнинга.
- Выходит, что законность цифровой валюты будет зависеть от источника ее происхождения?
- Демонтируемый подход основывается на типологии цифровых валют:
• Первым видом можно указать цифровые валюты, которые получены в результате майнинга.
• В свою очередь, второй разновидностью являются цифровые валюты, которые не основаны на майнинге.
При этом, первая группа получила приоритетный правовой статус. Безусловно, это создаст мощный стимул для осуществления майнинга в России, поскольку у майнеров будет возможность продавать добытую цифровую валюту за рубежом. Ну, а с другой стороны, это автоматически переводит в серую зону тех, кто владеет цифровой валютой, которая была получена без майнинга.
- Какой вывод вы можете сделать после того, как детально изучили данный законопроект?
- Подводя итог, отмечу, что рассматриваемый законопроект, несмотря на расширение возможностей для ведения криптобизнеса за счет майнинга и манинг-пулов, в целом имеет ограничивающий и запретительный характер. Его реализация вероятно приведет к существенному наращиванию серого рынка цифровых валют (криптовалют). В то время как при создании необходимых условий имелась бы возможность развития этих отношений, внедрения технологических инноваций и увеличения поступления налоговых доходов.
BTC | 98177.99 |
ETH | 3365.66 |
EOS | 0.6637 |
XRP | 1.1968 |
LTC | 89.14 |
Актуальность 2024-11-22 01:40:06
Динамика курсов валют