В Госдуме предложили ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалюты. За нарушения в ее использовании предусматривается административная и уголовная ответственность. Документы были опубликованы в Telegram-канале «ОрдерКом», их подлинность подтверждена, сейчас они направлены в Минэкономразвития. Анатолий Аксаков, глава думского комитета по финрынку, уточнил, что это версия закона еще не согласована, пишет РБК Крипто.
Административная ответственность предусматривает штраф за организацию незаконного оборота криптовалюты, совершения с ней сделок. Наказание также последует в случае оказания услуг по выпуску цифровых активов с использованием сайтов, зарегистрированных в России, или технических средств, размещенных в России. Сумма санкций составит:
Штрафы также подлежат взысканию за нарушение правил совершения сделок с криптовалютами, если они используются как плата за товар или услуги. В таком предусматривается конфискация активов, размер штрафа составит:
Уголовная ответственность будет грозить за нарушения, предусмотренные административной частью, но если был нанесен крупный или особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо если данные действия привели к обогащению в крупном или особо крупном размере. Наказание также последует в случае покупки криптовалюты на территории России за наличные или переводом на счета, открытые в российских банках. За нарушение полагается:
За нарушение законодательства, которое привело к особо крупному ущербу или обогащению, предусматриваются следующие санкции:
Старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner, преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов пояснил, что принятие закона в этой редакции будет означать прекращение оборота любой криптовалюты в России. Как имущество она утратит ценность, поскольку ее нельзя будет продать. Майнинг или обмен 3,5 биткоинов повлечет уголовную ответственность.
Эксперт добавил, что обладание криптовалютами, а также их получение и передача допускается при условии декларирования. Физические лица, в том числе ИП, и юридические лица будут не вправе совершать операции с цифровой валютой, наприме, принимать ее в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказываемые услуги. Исключение составят:
«Люди, владеющие сейчас криптовалютой, будут вынуждены избавиться от нее до вступления в силу закона или рискнут «уйти в подполье», а это потери или риски. Будут достигнуты цели, прямо противоположные декларируемым. В целом, заложенная в законопроекты идея опустить криптовалютный «железный занавес», на мой взгляд, не способствует ни развитию бизнеса, ни взаимодействию России с мировой экономикой на цифровом уровне. Ничто не мешало урегулировать налогообложение операций с криптовалютой, позволить легально зарабатывать на ней и пополнять бюджет», — объяснил Кириллов.
Он назвал назвал новый пакет законопроектов очередным витком борьбы властей с криптовалютами, на этот раз «вполне оформленным и доведенным до наших законодателей». Эксперт уверен, что в нынешней редакции такие законы уничтожат российскую криптоиндустрию.
Впервые о возможном запрете на выпуск и организацию обращения криптовалюты на территории РФ в марте текущего года заявил директор юридического департамента Банка России Алексей Гузнов. Он пояснил, что эмиссия цифровых денег связана с неоправданным риском, и отметил, что однозначных планов ограничения владения криптовалютой нет, так как это «до некоторой степени абсурдно».
В конце марта глава думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков заявил, что работа над законом «О ЦФА» закончена. По его словам, принятие документа будет отложено до конца весны из-за пандемии коронавируса. Распространение болезни замедлило все процессы в законодательной сфере, поскольку центр внимания переключился на первоочередные меры по борьбе с пандемией.
Руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев рассказал, что крипторынок в России уже сложился, а диапазон его активных участников, то есть тех, кто совершает хотя бы одну сделку в месяц, на данный момент может колебаться от 20 тыс. до 150 тыс. человек. При этом, за последние шесть лет активного развития рынка не было системной оценки его работе в лице федеральной власти.
«С высокой вероятностью это связано с тем, что многие законодатели так и не смогли досконально разобраться не только в тонкостях, но и в фундаментальной основе индустрии. Последнее время всех активно зовут на биржу, причем исключительно фондовую, а любые другие находятся вне повестки дня финансовых регуляторов. Еще два-три года назад, в момент массового расцвета крипторынка, государство могло бы взять самое лучшее из новой индустрии — блокчейн — и активно поддерживать интеграцию этой технологии в повседневную жизнь. Но и здесь инициатива шла только от частных финтех предпринимателей», — отметил Разуваев.
Основатель платформы стабильных криптовалют Statis.net Григорий Клумов назвал новые поправки «заколачиванием гвоздей в гроб финансовых инноваций и технологического прогресса». Клумов уверен, что вероятность принятия законопроекта высока, так как «в Думе нет конкуренции, поэтому все что пишется, принимается».
«Стоит отметить, что в мировой отрасли цифровых активов сейчас работает много специалистов из РФ, поскольку средний уровень инженерного образования всегда был высоким в Советском союзе. Очевидно, что в случае принятия законопроекта большинству этих специалистов придется либо уехать из страны, либо искать работу в другой отрасли, чтобы не нарушать законодательство», — считает Клумов.
В соседней Белоруссии криптовалюты, майнинг, блокчейн и деятельность криптоплощадок легализованы с декабря 2017 г. В стране действует «декрет номер восемь», а отрасль освобождена от налогов до 2049 года. Граждане страны имеют право самостоятельно владеть криптовалютами, добывать их, менять, покупать и продавать за белорусские рубли и валюту, дарить и завещать. Эти действия не считаются предпринимательством, а значит их не нужно декларировать.
Юридическим лицам для операций с криптовалютами нужно будет прибегнуть к помощи белорусского Парка высоких технологий (ПВТ). Его резиденты за операции с криптовалютами не облагаются НДС и налогом на прибыль, физические лица — подоходным налогом, в том числе и на майнинг. Помимо этого операции с цифровыми деньгами не предполагают получение специальной лицензии. В следующий год после вступления в силу документа экспорт IT увеличился почти на 40%.
Российский запрет позволит развиваться юрисдикциям, которые более мягко регулируют оборот криптовалют, например, Белоруссии, заявил глава iExchange Игорь Снижко. По его словам, принятие документа в новом формате выглядит вполне реальным, закон находится уже на стадии голосования и будет принят.
«Однако, если будет принято законодательство, которое позволяет создавать экспериментальные правовые режимы (ЭПР), то все будет гораздо логичнее с точки зрения особенных правовых режимов, которые позволят пилотировать проекты связанные с кпритовалютной активностью», — добавил Снижко.
24 марта Минэкономразвития внесло в Госдуму законопроект о создании «регуляторных песочниц», в рамках которых будут легализованы блокчейн и криптовалюты. Документ закрепил восемь отраслей: медицину, транспорт, дистанционное образование, торговлю, финансовый рынок, строительство, промышленность, госуслуги. Конкретный перечень норм, от которых будут освобождены резиденты ЭПР, будет перечислен в законопроекте-«спутнике».
Участников эксперимента, которые будут работать с блокчейном и криптовалютами, освободят от обязательных требований к финансовым организациям в части минимального размера установленного капитала, резервирования средств и предоставления отчетности в ЦБ. Регулировать «песочницы» будет Банк России.
Старший партнер «Алейников и Партнеры», разработчик белорусского законодательства об обороте токенов и криптовалют Денис Алейников отметил, что российское правительство расчищает поле для операторов, которые будут работать в рамках закона «О ЦФА». Эксперт объяснил, что власти пытаются убрать «махновщину» на рынке криптовалют, зачистить всех «самоправозглашенных» российских операторов, а заодно и белорусские криптобиржи через запрет на работу с иностранными ЦФА.
Управляющий партнер Exante Алексей Кириенко подчеркнул, что законопроекты, предложенные депутатами в отношении цифровых активов, «архаичные и крайне вредные». По мнению эксперта, документы способны поставить крест на зачатках роста любой легальной криптоактивности в стране.
«Ни в одной другой стране подобных законов не существует. Печально, что наши законодатели продолжают действовать по логике «все запретить, всех наказать». При этом, теневой бизнес насчитывает, по самым низким оценкам, оборот в десятки миллионов долларов, и законодательство никак не сможет этому помешать. Остается лишь надеяться, что здравый смысл восторжествует, и правки не будут приняты», — заявил Кириенко.
Руководитель дата-центра Six Nines Сергей Трошин добавил, что на фоне легализации криптовалют во многих западных странах подобные запреты грозят России «оттоком капиталов и мозгов», а не остановкой блокчейнов. В то же время санкции в отношении активов, которые легко скрыть, почти никогда не бывают эффективными.
Законопроект «О цифровых финансовых активах» разрабатывается с 2017 г. Весной 2018 г. он был утвержден в первом чтении, после чего правительство неоднократно переносило сроки принятия из-за разногласий по поводу легализации нового вида активов.
В апреле Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой содействовать принятию законопроекта «О цифровых финансовых активах» в весеннюю сессию Госдумы. Обращение подписали глава РСПП Александр Шохин и президент «Норникеля», сопредседатель координационного совета РСПП по вопросам цифровизации Владимир Потанин.
Авторы письма подчеркнули, что принятие закона поможет восстановлению экономики, пострадавшей из-за пандемии коронавируса. В РСПП считают, что возможность выпускать цифровые токены упростит процесс привлечения капитала для бизнеса.
Новые правила крайне негативно скажутся на развитии крипторынка в России, уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он объяснил, что власти должны ввести прозрачные механизмы регуляции рынка, понятные его участникам, тогда и отдача в виде пополнения бюджета будет заметной. Деев считает, что в ближайшее время штрафы введены не будут.
«На данный момент у государства множество других задач, связанных с регулированием экономики и выходом из кризиса, но в будущем штрафы, действительно, могут быть введены. Уголовная ответственность и крупные денежные взыскания вынудят игроков уйти из России и нацелиться на развитие криптовалют в других странах», — предположил аналитик.
Исполнительный директор РАКИБ Александр Бражников заявил, что принятие поправок вполне возможно, если сообщество не встанет «одним фронтом и не начнет защищать свои интересы и экономические интересы государства». Цифровые активы дадут новые возможности развития отраслей экономики в России, рабочие места, форматы развития экономики в стране, привлечение инвестиций в страну, решение вопроса с переизбытком электроэнергии и продажей ее. По словам Бражникова, это минимальные потери, к которым приведет принятие новых законов.
«Все просто уедут. Насильственное вытеснение специалистов из страны и отбрасывание ее в третьесортные страны. Лишение ее конкурентоспособности Равносильно посадке экономистов, философов и профессоров большевиками на пароход и высылке из страны в 20-годы. И эти люди называют себя либералами», — предупредил глава РАКИБ Юрий Припачкин.
Ведущий аналитик 8848 Invest Виктор Першиков заявил о высокой вероятности принятия поправок и законопроекта. По словам Першикова, какие-то детали или уточнения от законодателей еще последуют, но в нынешней редакции закон о цифровых активов вполне жизнеспособен, так как формирует вполне конкретное правовое поле.
«Другой момент, это полная оторванность законопроекта от реалий криптобизнеса в России, и явное отсутствие перспектив для его ведения после принятия законопроекта. И дело даже не в том, что он уголовно и административно преследует незаконный оборот цифровых активов, сколько в чересчур значительной роли государства и его механизмов в данной бизнес-отрасли. В России в данном случае государство пытается сразу навязать отрасли некие стандарты, которые, очевидно, по умолчанию клеймят криптобизнес как мошенников и преступников. Такое отношение неизбежно породит теневой сектор экономики, связанный с криптовалютой и сведет на нет попытки многих честных бизнесов и майнинг-ферм пользоваться преимуществами климата и стоимости электричества в стране», — отметил Першиков.
Также в феврале 2020 г. ФСБ и ЦБ предложили запретить платить криптовалютой. Письмо с соответствующим решением Владимиру Путину направлял заместитель премьер-министра Дмитрий Чернышенко. Ведомство рассчитывает сделать возможным обмен криптовалюты на другие цифровые монеты и фиатные деньги только через «специализированных операторов».
Основатель биржи криптовалют Garantex Сергей Менделеев посоветовал не паниковать и подождать принятия закона в окончательном виде. Эксперт подчеркнул, что в текущем виде документа наблюдается некоторая путаница.
«Сейчас есть явная путаница между такими понятиями как «цифровые права», «цифровая валюта» и «цифровые активы», при том что за торговлю одними предлагают сажать на 7 лет, а другими активно пользоваться, я бы воздержался сейчас от паники. Как пример, текущая версия законопроекта прямо и полностью запрещает торговать и даже владеть биткоином, при этом совершено спокойно можно будет оборачивать тезер USDT, который и является основным каналом вывода средств за рубеж по серым схемам, так же анонимен как биткоин, но формально имеет лицо, «обязанное» по выпущенным токенам — Tether Limited. Нам еще предстоит привыкнуть к российским аналогам security и utility токенов, причем в противоход мировой практике как раз первые у нас предлагается регулировать, а вторые запретить. Я не знаю кто выступает экспертами при написании проекта (в тексте явно чувствуется рука мастера), но надеюсь они приведут в итоге ситуацию к некому разумному знаменателю», — отметил Менделеев.
В конце прошлого года в МВД сообщили о разработке правового механизма по аресту цифровых денег с целью конфискации, который будет представлен до конца 2021 года. Законопроект будет разработан совместно с Росфинмониторингом, Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом, Минюстом, ФСБ, ФТС и ФССП при участии Верховного суда.
CEO LAZM Филипп Моднов заявил, что новая редакция закона «О ЦФА» на первый взгляд пытается ввести административное и уголовное преследование не только за мошеннические схемы, но и за взаимодействие с легитимными зарубежными компаниями. Это может привести к появлению очередных коррупционных схем (при проверках компаний) и противоречит национальному проекту развития несырьевого экспорта.
Практически все специалисты из сферы криптовалют заявили, что новый документ направлен на уничтожение блокчейн-индустрии в России. Принятие законопроекта в текущем виде с высокой долей вероятности приведет к оттоку капитала из страны, а отрасль цифровых денег не исчезнет, а уйдет в подполье. Впрочем, вероятным остается вариант, что чиновники услышат предложения по изменению закона «О ЦФА» и внесут необходимые правки.
BTC | 95789.97 |
ETH | 3577 |
EOS | 1.1056 |
XRP | 2.5683 |
LTC | 128.98 |
Актуальность 2024-12-03 21:00:10
Динамика курсов валют