Банк России опубликовал доклад о развитии рынка цифровых активов и предложил инициативы по совершенствованию законодательства в этой сфере. Предложения регулятора затрагивают такие области как налогообложение, допуск иностранных ЦФА на российский рынок, регулирование смарт-контрактов и многое другое.
Юристы прокомментировали для «РБК-Крипто» инициативы Банка России и рассказали, как изменения, предложенные регулятором могут повлиять на рынок, и какие актуальные вопросы не были рассмотрены в докладе.
Из документа следует, что ЦБ планирует продолжить проработку вопросов, связанных с налогообложением ЦФА и УЦП (утилитарных цифровых прав). Кроме того, Банк России предложил ввести налоговые льготы для долгосрочных инвесторов в ЦФА по аналогии со специальным налоговым режимом для владельцев индивидуального инвестиционного счета (ИИС).
Обещанные льготы для держателей цифровых активов выглядят несерьезно, считает управляющий партнер юридической фирмы DRC Саркис Дарбинян. Все, что предлагает ЦБ — это специальный режим индивидуального инвестиционного счета (ИИС), который применяется для держателей ценных бумаг, объяснил он.
Юрист напомнил, что максимальный налоговый вычет по ИИС — это 52 тыс. руб. в год. Это «смехотворная сумма, которая вряд ли создаст условия для взрывного роста интереса населения к цифровым активам», считает эксперт.
Никаких льгот, освобождающих от уплаты НДФЛ и НДС практически не предусмотрено: единственное, о чем говорит документ, так это освобождение от НДС в отношении «гибридных цифровых прав», отметил Дарбинян.
«Это ничтожно мало для того, чтобы насытить рынок и стимулировать держателей цифровых активов приобретать и хранить ЦФА на российских платформах в рамках российской юрисдикции. Таким способом невозможно создать конкурентоспособный рынок внутри России», — считает юрист.
Банк России предлагает создать условия для появления цифровых аналогов таких активов как неэмиссионные ценные бумаги, облигации, задолженности третьих лиц, драгоценные металлы и камни и «титульные» NFT (цифровые права, удостоверяющие принадлежность вещи или исключительного права определенному лицу с предоставлением возможности их выпуска и обращения через операторов).
Кроме того, Центробанк выносит на обсуждение вопрос о том, следует ли расширять перечень активов, которые могут быть токенизированы.
Введение «закрытого» перечня активов, которые можно токенизировать, не отвечает интересам становления этого рынка, отметила основатель и управляющий партнер Findustrial Consulting Group Алевтина Камелькова. По словам юриста, должна быть возможность токенизировать любые виды активов и отношений при условии, что их структурирование будет соответствовать законодательству.
Возможный выпуск NFT как УЦП назвал «любопытным» старший юрист Tomashevskaya & Partners Михаил Жужжалов. Он отметил, что регулятор допускает, что цифровые права могут выпускать в единичных экземплярах, а не только массово.
По мнению юриста, остается без ответа более общий вопрос — зачем вообще нужен подобный статус для эмиссии NFT, и почему нельзя соответствующим платформам получить регулирование только на уровне законодательства об информации. По закону о ЦФА зарегистрировано до сих пор только 3 платформы, а по закону о краудфандинге выпуски УЦП не осуществлялись, говорит Жужжалов.
Аббревиатура ПОД/ФТ означает «противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма». Это аналог английских терминов AML/CFT — Anti-money laundering and combating the financing of terrorism). Инициативой Центробанка в этой области стало предложение об использовании российской Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), что должно упростить верификацию пользователей.
Эта инициатива заслуживает абсолютной поддержки, считает Камелькова. По словам юриста, предоставление операторам информационных систем и операторам обмена право осуществлять упрощенную идентификацию своих клиентов будет способствовать скорейшему наращиванию клиентской базы.
Было ожидаемо, что в России предложат использовать ЕСИА для целей ПОД/ФТ в привязке к цифровым финансовым активам, говорит PR-директор Garantex Евгения Бурова. Она обратила внимание на то, что этот инструмент уже широко используется в сфере верификации пользователей различных сервисов.
В своем докладе Банк России отметил необходимость установить механизм взаимодействия российских операторов обмена ЦФА с иностранными и порядок допуска иностранных ЦФА к обращению на российском рынке. Это самый важный пункт в документе, говорит основатель компании LFCS Legal Support Юрий Брисов. По его мнению, созданием режима национальных ЦФА законодатель «выстрелил в ногу» развитию блокчейна в России.
Важнейшим преимуществом этой технологии является отсутствие границ, свобода и простота оборота. По мнению Брисова, цифровые активы, ограниченные локальным рынком, тем более таким маленьким, как российский, заведомо обречены на ненужность и забвение. Возможность внедрить российские ЦФА в международный оборот и наоборот, дать возможность иностранным токенам оборачиваться в России — это единственное правильное решение, считает юрист.
Порядок размещения иностранных цифровых прав напрямую будет зависеть от определения Банком России характеристик и требований к цифровым правам, которые могут быть допущены к обращению в стране, говорит основатель Findustrial Consulting Group.
По ее словам, с технической точки зрения это может быть организовано через атомарный своп, например, или посредством «заморозки» цифрового актива в материнской инфраструктуре и выпуска в российской инфраструктуре зеркального инструмента. По этому вопросу консультации с регулятором продолжаются, отметила Камелькова.
Центробанк отметил в документе, что действующее законодательство уже содержит правовые основы регулирования смарт-контрактов. Но для полноценного использования этой технологии необходимо доработать правила ее применения. Регулятор предлагает для обсуждения такие вопросы как полномочия, права и ответственность разработчиков смарт-контрактов, стандартизация базовых требований к технологии и ее аудит.
Web 3.0 — это всеобъемлющая технология, подразумевающая переход на другие принципы формирования доверия, и дублирование ее функций дополнительной стандартизацией и лицензированием может свести на нет позитивный экономический эффект, ожидаемый от инноваций, считает Бурова.
В частности, слишком жесткая стандартизация смарт-контрактов на этапе, когда этот инструмент активно развивается, может оказаться тормозящим фактором для всей экосистемы, пояснила эксперт. По ее мнению, разве что стандартизация будет выстроена в духе ИСО-9001 и будет «маркой качества», а не обязательной мерой.
В докладе Банка России хорошо описаны важность и полезность смарт-контрактов в инвестиционных и иных финансовых сделках, заметил Брисов. Однако, вызывает вопрос предложение привести смарт-контракты к единому стандарту, считает юрист. По его мнению, данная технология развивается слишком быстро, чтобы ее ограничивать на данном этапе.
Вопрос аудита смарт-контрактов — это вопрос ответственности оператора смарт-контракта, который должен нести разумную ответственность за недобросовестные действия, полагает юрист. При этом, ошибки и сбои пока будут неизбежны, отметил Брисов. По словам юриста, хорошо, что в данном вопросе регулятор планирует дальше общаться с рынком, не вынося преждевременных вердиктов.
В докладе банка говорится, что действующее законодательство не предусматривает прямого запрета на дробление ЦФА. Вместе с тем целесообразность установления в законодательстве порядка такого дробления требует обсуждения с участниками финансового рынка.
По мнению Камельковой, дробление совершенно необходимо для становления рынка ЦФА. Это ключевое отличие цифрового права, обеспечивающего технологическую возможность как самого дробления, так и дробного исполнения обязательств, от его ценнобумажных предшественников, пояснила юрист.
«Такая возможность позволяет инвестору более гибко управлять своими инвестициями в отношении их объема и сроков», — говорит эксперт.
Но в докладе не сообщается ничего радикального по поводу дробления, только отмечается важная необходимость в развитии и изучении данных направлений, заметил Брисов. Он указал на то, что можно отметить как позитивный тренд то, что дробление в принципе не отвергается.
Опубликованный документ достаточно хорошо описывает условия для оборота цифровых финансовых активов и утилитарных токенов, однако имеет и множество пробелов, считает управляющий партнер юридической фирмы DRC Саркис Дарбинян. Он пояснил, что Центробанк продолжает игнорировать само существование цифровых валют, и в документе нет никаких предложений относительно легального оборота таких активов, возможности их использования для оплаты товаров и услуг, хотя об этом в последнее время много говорилось, особенно в отношении внешнеэкономической деятельности.
Представитель Garantex также отметила, что в первую очередь — для популяризации оборота цифровых активов и смарт-контрактов — необходимо развитие регулирования криптовалют, позволяющих измерять стоимость действий и объектов на блокчейне.
Помимо этого, в документе не предпринято попытки отрегулировать деятельность операторов обмена цифровых валют, что оставляет огромный рынок в той же серой зоне, в которой он находится сейчас, добавил Дарбинян.
«Кроме того, в докладе указано, что вопросы, связанные с выпуском токенизированной безналичной валюты, включая токены электронных денег, будут предметом рассмотрения отдельного доклада, хотя на мой взгляд это куда более насущный вопрос для рынка чем выпуск и оборот ЦФА», — отметил юрист.
Доклад прямо обходит тему криптовалют и посвящен сугубо российскому явлению — цифровым финансовым активам, также отмечает старший юрист Tomashevskaya & Partners Михаил Жужжалов. Он объяснил, что документ посвящен финансовым продуктам, отличающихся от традиционных не существом, а технологией фиксации прав на них.
В части защиты инвесторов доклад не учитывает, что традиционные инвестиции в токены являются микроскопическими в сравнении с традиционными на рынке ценных бумаг, говорит юрист. Поэтому все повышенные риски нивелируются незначительным объемом типичных инвестиций, и не требуют такого повышенного внимания со стороны регулятора, уверен Жужжалов. Он пояснил, что усиление регуляторного надзора как раз можно было бы связать с объемом привлекаемых инвестиций, но доклад это не предлагает.
Таким образом, документ показывает, что Банк России пытается продолжить применять традиционные подходы, которые кажутся правильными, потому что они традиционные, но которые не учитывают совсем иной характер взаимодействий на крипторынке, полагает эксперт. Он пояснил, что на этом фоне предложения по совершенствованию носят технический характер и не смогут радикально повлиять на интерес к цифровым правам.
BTC | 97184 |
ETH | 3327.86 |
EOS | 0.8227 |
XRP | 1.357 |
LTC | 94.47 |
Актуальность 2024-11-24 16:10:07
Динамика курсов валют