Наступивший 2023 год может стать прорывным для развития метавселенных. По мнению футурологов, современные технологии позволят стереть границы между виртуальным и реальным мирами, создать новые условия для развития человечества. Чего ждать от сектора метавселенных в ближайшие двенадцать месяцев и смогут ли метамиры заменить реальность, редакция BeInCrypto обсудила с футурологом, основателем и управляющим партнером MINDSMITH Русланом Юсуфовым.
Будущее однозначно связано со слиянием физического и цифрового опыта. Жизнеспособная метавселенная расширит спектр человеческих переживаний, а не попытается заменить физический мир, но это будет скорее функциональное расширение того, что мы и так делаем, чем драматическая революция наших социальных привычек. Документальный фильм, который сделает нас участником описываемых событий, телепортация прямо в толпу на концерте, путешествия на другие планеты.
«На мой взгляд, внедрение расширенной реальности (XR) в повседневную жизнь будет связано с инструментами дополненной (AR) и смешанной (MR) реальности, возможностями систем с искусственным интеллектом, а не с полным погружением в миры виртуальной реальности (VR), которые многие сегодня определяют как метавселенную. Непонятно, насколько критичным аспектом ежедневной жизни человека ближайшего будущего станет полностью иммерсивная метавселенная. Допускаю, что виртуальная реальность найдет нишевое применение в развлечениях, образовании, покупках и отдельных аспектах общения, но не будет массовой в рабочих взаимодействиях и не заменит другие формы коммуникаций», — говорит эксперт.
По словам Руслана Юсуфова, большая часть метавселенной будет состоять из мест, в которые мы погружаемся по мере необходимости (как интернет сегодня), а не каким-то одним местом, в котором мы будем жить постоянно. Наверное, это похоже на переход от немого кинематографа к звуковому — кино и там, и там, но есть нюанс. Интернет станет из двухмерного трехмерным, дополненным наложенными на реальный мир слоями богатого виртуального контента, появится двусторонняя связь между физическим и цифровым миром: мы сможем «заходить» и взаимодействовать с цифровым содержимым, или, наоборот, «вытаскивать» цифровое содержимое в физический мир. Содержимое интернета, к которому мы сегодня получаем доступ через экран, станет местом, доступным для посещения.
Важную роль среди AR-интерфейсов займут диалоговые агенты. Физический мир — каждый объект, место, человек — будет полностью покрыт релевантными данными, интерактивной информацией и впечатлениями. Каждый элемент процессов человеческой жизнедеятельности будет усилен и дополнен искусственным интеллектом, способным обеспечить диалоговую поддержку для управления системами, слишком сложными для человеческого познания. Искусственный интеллект будет создавать виртуальные миры и населять их полезными ботами, которые заменят привычные нам сегодня приложения.
«Дополненная метавселенная заменит смартфоны в качестве нашего основного интерфейса для доступа к цифровому контенту — переход начнется в середине 2020-х и завершится к 2030-2035 гг. Оцифровка нашей жизни будет только расти, и пользовательские интерфейсы станут более качественными и разнообразными, способными обеспечить оркестр тактильных, визуальных, звуковых переживаний. К концу десятилетия многочисленные вендоры будут предлагать недорогие гарнитуры, очки, контактные линзы, элементы одежды, интерфейсы для управления жестами с полным набором функций смешанной реальности», — прокомментировал футуролог.
Человек получит опыт, доступ к которому ограничен или даже невозможен без метавселенной: люди с ограниченной подвижностью смогут путешествовать, студенты-медики — выполнять вскрытия на виртуальных телах, деловые конференции не потребуют авиаперелетов, а удаленная работа перестанет быть мучительным лоскутным одеялом, сшитым из звонков, чатов и бесконечных встреч в видеоконференциях.
Метавселенная станет успешной только в случае, если она дополнит человека в децентрализованной и ориентированной на человека (а не на корпорацию или государство) модели владения данными. Попытки корпораций создать миры для пользователей, которые рассматриваются исключительно как источники дохода, обречены на провал или очень узкое применение. Метавселенная должна стать естественной средой обитания, в которой можно работать, учиться, развлекаться, получать новый, недоступный ранее опыт.
Как уверяет Руслан Юсуфов, наибольшее влияние метавселенная окажет на индустрию развлечений, образование, торговлю, здравоохранение, промышленность и сферу ОПК. Пандемия ускорила спрос на многочисленные онлайн-инструменты, а метавселенная — следующая эволюционная ступень, способная повысить эффективность совместной удаленной работы, персонализировать обучение, расширить возможности торговых площадок, обогатить деловое общение и консультирование, проводить удаленные медицинские процедуры, предоставить новые инструменты для творчества, возможности для общения с известными людьми и путешествий в экзотические места (как существующие в физическом мире, так и нет), создавать новые виды сообществ, предоставлять государственные услуги и т.д.
«Метавселенная — следующий шаг для онлайн-присутствия любого сервиса, который запускал веб-сайт в нулевых, веб- или мобильное приложение — в десятых, автоматизировал бизнес-процессы в двадцатых; к 2030-м годам в метавселенных окажутся финансы, коммунальные услуги, провайдеры услуг здравоохранения, образовательные учреждения, причем необязательно в лице сегодняшних организаций — многие не смогут перестроиться и отправятся на архивную полку», — сказал он.
Читайте также: Виртуальные города и цифровые небоскребы: как развивается метавселенная
Альтернативные киберпространства позволят людям виртуально проникать внутрь других людей, животных или машин. Цифровые двойники будут функционировать как человеческие альтер-эго в нескольких мирах — далеко за пределами аватаров в сегодняшнем понимании. Остро встанет вопрос психологического здоровья — нужно будет учиться справляться с множественным «я». В скором времени большинство людей не смогут отличить аватары, представляющие людей, от аватаров, представляющих искусственный интеллект. Вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия мы увидим следующую ступень эволюции homo sapiens, произошедшую в результате интеграции людей и искусственных систем — биотехнологических имплантов и искусственного интеллекта, получив homo augmented.
Несмотря на все позитивные стороны развития виртуальных миров, Руслан Юсуфов предупреждает и о возможных опасностях, которые будут связаны с интеграцией в метавселенные.
«Привлекательность всего многообразия позитивных сценариев меркнет по сравнению с растущими возможностями для домогательств, слежки, сексуальной эксплуатации и дезинформации. Метавселенная создаст новые возможности для глобального единства и междоусобиц, для индивидуальных свобод и тотального контроля, для еще более эффективного выражения любви и ненависти», — уверен спикер.
С момента коммерциализации онлайн-пространств технологические гиганты с их централизованными платформами сделали интернет местом, где заправляют алгоритмы, ориентированные на извлечение прибыли, что (кроме появления компаний с капитализацией в триллионы долларов) подняло серьезные проблемы, связанные с неприкосновенностью частной жизни, личной безопасностью, поляризацией общества, сегрегацией, предвзятостью, разжиганием ненависти, сексуальными преследованиями и дезинформацией в глобальном масштабе. Опыт Facebook доказывает, что можно одновременно быть ценным для общества, но при этом совершенно антиутопическим инструментом.
Если за метавселенными будут стоять корпорации, которые доказали свою неспособность держать себя не только в этических, но и правовых рамках, каким образом наши данные будут использоваться против нас? Бизнес-модель подобных компаний построена на продаже пользовательских данных рекламодателям, бизнес-аналитике и политической разведке (вспомним громкий публичный кейс с Cambridge Analytica), которые используют их для манипулирования общественностью, воздействия на покупательское поведение, запуска дезинформационных кампаний, а порой и вовсе подталкивая к экстремистским интересам.
Метавселенные открывают широкие возможности для шпионажа и кражи данных, поэтому уже сегодня стоит уделить больше внимания регулированию работы метамиров.
«В микромасштабе работодатели будут использовать новую среду, чтобы шпионить за сотрудниками, работающими удаленно, потому что нет закона, запрещающего это делать. А в макромасштабе нас ждут беспрецедентные возможности в области контроля населения. Допускаю, что какие-то вопиющие злоупотребления со стороны корпораций и государств могут замедлить или остановить внедрение метавселенных, но вряд ли надолго: вся история интернета наглядно демонстрирует, что мы склонны выбирать новый функционал в ущерб гражданским правам, а проблема конфиденциальности и персональных данных остается уделом гиков, или правозащитников вроде Сноудена», — прокомментировал Руслан Юсуфов.
Метавселенная может стать онлайн-сообществом со своими собственными правилами, культурами, экономиками, механизмами и институтами управления, что потребует решения вопросов, связанных с границами, валютами, регулированием торговли, доступом к данным. Вероятно, мы даже увидим появление «цифровых государств» — виртуальная территория безгранична и дает возможности для экспансии. Это, безусловно, вызов для суверенитета офлайн-правительств, которые попытаются контролировать развитие метавселенной — через законодательное регулирование или корпоративные механизмы. Регулирование на глобальном уровне может оказаться крайне непростой задачей, требующей готовности вырабатывать общие подходы в геополитически неоднородном мире.
Кроме этого, государствам необходимо контролировать финансовую инфраструктуру, например, чтобы иметь возможность ввести санкции в случае несогласия по принципиальным вопросам. Какими будут цифровые санкции в метавселенной? Кто будет принимать решение, по какому принципу распределять доступ к благам дополненной реальности? В мире верховенства культуры отмены от метавселенной могут быть отрезаны целые народы.
Ранее мы рассказывали, переживет ли мечта о метавселенных спад интереса. Прогноз на 2023 год
BTC | 91868 |
ETH | 3178.52 |
EOS | 0.6901 |
XRP | 1.1481 |
LTC | 89.99 |
Актуальность 2024-11-18 20:30:10
Динамика курсов валют