Достаточно хоть немного интересоваться криптопроектами, чтобы иметь представление о Play-to-Earn. Игры, позволяющие получать криптовалюту за скрещивание вымышленных существ или постройку зданий заняли свою нишу уже очень давно и продолжают занимать свою долю на рынке.
В свою очередь, Move-to-Earn – это своеобразное ответвление Play-to-Earn. Вместо того, чтобы играть, пользователям необходимо двигаться или выполнять другие упражнения. Результаты регистрируются в соответствующем приложении и за них выдается награда в криптовалюте. Попытки сжульничать, скажем, повесив фитнес-трекер на собаку, исключаются многоэтапными проверками разных показателей.
Одним из первых подобных проектов был появившийся ещё в 2015 году Sweatcoin, вознаграждавший пользователей за бег. Впрочем, несмотря на название, изначально он работал не на блокчейне. Но настоящую популярность Move-to-Earn снискали с появлением в конце 2021 года STEPN – в настоящий момент его доля в сегменте MtE составляет 72%.
Забавная деталь – в самом начале работы STEPN китайский сегмент интернета заполонили объявления, авторы которых предлагали услуги по набору шагов для приложения – разумеется, не бесплатно. Впрочем, вскоре приложению пришлось прекратить работу в Китае из-за проблем с местным законодательством.
Как правило, для начала использования приложения следует приобрести NFT. Например, в проекте Genopets пользователю нужно развивать вымышленных “питомцев”, а в случае STEPN речь идёт о виртуальных кроссовках. Разумеется, они различаются не только дизайном, но и разными характеристиками – в частности, скоростью получения криптовалюты (токенов GMT и GMS) и устойчивостью к “изнашиванию”.
Таким образом возникает знакомая любому “геймеру” петля – чтобы зарабатывать больше, нужно больше тратить. Удовольствие может быть недешевым. Так, цена common-кроссовок в STEPN начинается примерно с 22 SOL, что на момент написания статьи составляет чуть больше 700 долларов. Многие NFT можно “размножать”, получая из двух токенов один новый.
Это далеко не полный перечень гейифицирующих механик, присущих MtE. Так или иначе, все они направлены на одну цель – вовлечь пользователя в процесс и мотивировать его тратить время и средства ради возможного получения прибыли.
Сейчас капитализация Move-to-Earn составляет 571 млн долларов. Но что будет дальше?
Теоретически, концепция MtE выглядит удачнее своего игрового прародителя. Распространено мнение, согласно которому один из основных недостатков Play-to-Earn – отсутствие интереса к проектам вне контекста заработка. Говоря проще, мало кто стал бы играть в NFT-игры ради геймплея – есть игры и поинтереснее, и конкурировать с тем же перегретым рынком мобильных игр криптопроектам очень непросто.
Не совсем так с Move-to-Earn. Значительная часть населения и без того бегает или катается на велосипедах. Учитывая, что тренд на геймификацию только нарастает, то уже в обозримом будущем бег за токены может стать частью повседневности, а разведение NFT-питомцев превратится в хобби, сравнимое по масштабу с разведением аквариумных рыбок.
Философ и писатель Дмитрий Галковский ещё в 2007 году описывал такое будущее:
“Между игрой и работой, – и уже поэтому между игрой и реальностью, – не будет грани. Встал, построил в игрушке виртуальный завод, получил на счёт реальные деньги. Поскольку объём компьютерной экономики стремится к бесконечности, реальная промышленность превратится в третьестепенный придаток.”
Прошло 15 лет – и уже не отдельные энтузиасты, а гигантские корпорации продвигают метавселенные. Именно здесь может лежать будущее to-Earn проектов. Впрочем, здесь же могут скрываться корни их неудачи.
Большая проблема, с которой рискуют столкнуться подобные проекты – это раздражение от навязывания. Пока многим метавселенные кажутся сомнительным экспериментом, а NFT в определенных кругах и вовсе превратился в ругательство – достаточно вспомнить реакцию на анонс появления NFT в ожидаемом шутере S.T.A.L.K.E.R. 2. Поднявшееся возмущение было столь значительно, что вскоре разработчикам пришлось заявить об отмене этих планов. То же самое происходит и в музыке – недавний клип с популярными исполнителями Эминемом и Снуп Доггом в образе Bored Apes вызвало у широкой аудитории заметное раздражение.
Если тренд продолжится и дальше, а проекты корпораций не найдут массовую аудиторию, то каскадный эффект (отсутствие интереса = отсутствие инвестиций = отсутствие новых проектов) может превратить NFT и связанные с ними проекты в небольшую специализированную нишу. В таком случае большинство скорее всего так и продолжит подсчитывать шаги, не покупая для этого виртуальные кроссовки за серьёзную сумму.
Кроме того, курсы торгующихся на биржах токенов подвержены волатильности точно так же, как и все остальные криптовалюты. Слишком большой рост – и купить NFT для входа становится проблематично. Падение – и заработок резко падает вместе с интересом к проекту.
Скачки курса могут иметь как внешние, так и внутренние причины. Последнее произошло с популярной PtE-игрой Axie Infinity – случившийся в 2021 году наплыв пользователей из Филиппин, подошедших к игре как к работе вызвал сначала “инфляцию”, а затем дальнейшее обесценивание токена AXS.
Разумеется, присутствуют и типичные для крипторынка “полёты к луне”. Так, MtE-коин Sweat Economy вырос на сотни процентов. Свою роль в этом сыграли аналитики, указывающие на ключевое отличие от других похожих проектов – добывать каждый новый токен SWEAT будет сложнее. Впрочем, на момент написания статьи курс уже пополз вниз – от пика в 0.086$ 14 сентября до 0.035$ 23 сентября. Возможно, мы наблюдаем очередную реализацию схемы Pump-and-Dump.
Очевидно, что перспективы MtE зависят как от поддержания интереса к существующим проектам, так и от появления новым. Сейчас первые три строчки рейтинга капитализации занимают весьма похожие приложения – STEPN, Sweatcoin, Step App, причем значительная доля (368 и 97 млн долларов) приходится на первые две позиции. Будущее этих проектов или появление хоть сколько-то заметных конкурентов могут стать хорошими индикаторами положения дел во всей сфере Move-to-Earn.
BTC | 94655.99 |
ETH | 3448.99 |
EOS | 0.8284 |
XRP | 1.4471 |
LTC | 94.76 |
Актуальность 2024-11-26 05:20:07
Динамика курсов валют