Пока криптоэнтузиасты вроде президента Сальвадора Найиба Букеле убеждены, что децентрализованная цифровая наличность должна быть легализована, другие люди выступают за ужесточение регулирования. К примеру, американский политик Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren) публично выступает против BTC. Она предлагает новый проект закона об отмывании денег (AML) через цифровые активы, серьезно ограничивающий применение криптовалют. И даже если конкретно этот законопроект не будет принят, число подобных инициатив продолжает увеличиваться. С высокой вероятностью централизованные криптобиржи и криптопровайдеры все чаще будут принуждаться к предоставлению информации об операциях, совершаемых их клиентами для специальных ведомств, в том числе в рамках финансовых мер по борьбе с отмыванием (FATF).
С другой стороны, стоит вспомнить, что когда-то политики выступали и против технологии интернет-протокола (VoIP), то есть хотели запретить популярные программы вроде Skype. Сейчас же сами вовсю их используют. Вероятно, нечто подобное произойдет и с биткоином. Ну а там, где он будет признан свободным средством обращения и там, где будут предоставляться услуги для людей в криптовалюте, возникнет хороший инвестиционный климат для криптоинвесторов и предпринимателей. А страны, легализовавшие криптовалюту в числе первых могут в перспективе стать новыми «криптоофшорными зонами».
2023 год будет посвящен публичным обсуждениям и подготовке к массовому внедрению цифровой валюты центробанков. В богатых странах правительства могут заставить людей использовать государственные криптовалюты, например, под таким предлогом:
«Если вы хотите получить социальное обеспечение, мы его предоставим в виде CBDC».
В каком-то смысле цифровая валюта центральных банков угрожает финансовой свободе и приватности. По крайней мере, эта форма электронных денег принципиально отличается от классической криптовалюты вроде Биткоина, с его ограниченной эмиссией, отсутствием центробанка, децентрализованностью и какой-никакой анонимностью. Ранние криптоанархисты и шифропанки задумывали криптовалюту в качестве инструмента приватности. Если государства всерьез станут вводить CBDC, то, по некоторым прогнозам, все больше людей будут заинтересованы в биткоине и технических решениях вроде Lightning Network – как раз для сохранения своей финансовой свободы.
Некоторые из обычных криптоэнтузиастов, потерпевших крах на платформах вроде Celsius, BlockFi, FTX, Vauld, со временем пополнили список так называемых «биткоин-максималистов». И, если честно, этот процесс носит циклический характер. Медвежий тренд 2014 и 2015 годов во многом стал следствием банкротства биржи Mt.Gox. Ну а во время медвежьего цикла 2018 и 2019 годов мы наблюдали развал QuadrigaCX. Таким образом, нынешний коллапс биржи FTX это не новое и уникальное событие на рынке. Люди в очередной раз набираются опыта, сталкиваясь с трудностями. Взамен они получают новые знания, связанные с безопасным хранением криптовалюты, больше вникают в саму природу Биткоина, в то, как именно устроена настоящая цифровая валюта.
В 2023 году мы увидим рост популярности некастодиального хранения. Тенденция возникла в 2022 году на фоне массового оттока капитала с криптобирж. Пользователи вынесли серьезный урок из истории с FTX, и даже такие известные личности как глава Binance призывали централизованные площадки к обдуманной публикации информации по резервам. Тем не менее это не значит, что ситуация устранит финансовые потери в будущем. В индустрию будут приходить все новые люди, которые ввиду слабой подготовки или очередных криптозим понесут убытки.
Уже сейчас многие сервисы публикуют инструкции и даже проводят вебинары по некастодиальному хранению. На это есть высокий спрос. Но как это скажется на курсе ведущей криптовалюты? С одной стороны, массовый отток крипты с крупных торговых площадок значительно снизит ликвидность. Но, с другой, некастодиальное хранение – это естественный способ защитить свои накопления и обезопасить от очередных коллапсов, подобных FTX, а значит избежать очередного медвежьего тренда.
Проблема высокой нагрузки на мемпул обсуждалась разными экспертами на протяжении последних лет. Дебаты по поводу «полного RBF» (replace-by-fee) как одного из способов решения проблемы взбудоражили общественность в конце 2022 года. На этом фоне может возрасти интерес к технологии Lightning, которую интегрирует все больше сервисов. К примеру, поддержку таких биткоин-платежей осенью добавили в Cash App.
Низкая пропускная способность Биткоина – это то, за что исторически первая криптовалюта подвергается критике. Частично решить проблему можно за счет данного сервиса, и, вероятно, с ростом популярности биткоина и ростом числа одновременно проводимых транзакций, все больше пользователей будут в нем заинтересованы. Конечно, высокая нагрузка на мемпул и очередь транзакций создают неудобства для рядовых пользователей. Но до сих пор даже пиковые нагрузки на сеть не мешали BTC со временем выходить на новые исторические максимумы стоимости. Вероятно, BTC все чаще рассматривается не в качестве средства платежа и мгновенного эквивалентного обмена, а в роли объекта инвестиций.
Сейчас мы наблюдаем рост числа посвященных биткоину крупных мероприятий и небольших конференций по всему миру. Все больше людей открывает для себя криптовалюту и BTC как наиболее популярную и востребованную электронную наличность. Не стоит недооценивать значимость таких мероприятий, считают аналитики. Конференции позволяют не только популяризовать BTC, но и становиться новыми «центрами кооперации», где энтузиасты со всего мира реально обмениваются опытом. С ростом интереса к некастодиальному хранению все больше людей будет открывать для себя как именно устроена криптовалюта. В долгосрочной перспективе это с высокой вероятностью положительно скажется на курсе BTC.
Из всего вышеуказанного можно предположить, что стоимость BTC в 2023 году останется в боковике. Конечно, ряд криптоэнтузиастов рассчитывает на скорый бычий тренд, но в пользу плохой динамики говорит массовый вывод криптовалюты с бирж, низкая ликвидность, рост популярности некастодиальных кошельков для долгосрочного хранения и ужесточение регулирования отрасли. Отдельные аналитики считают, что должно пройти определенное время, прежде чем биткоин перейдет к росту.
С другой стороны, для биткоин-оптимистов (и тем более максималистов) открывается время возможностей. Цена далека от исторического максимума. В целом в отношении курса первой криптовалюты мира предсказывать что-то дело достаточно неблагодарное ввиду волатильности. Тем более говорить о том, что будет через год, когда толком не знаешь, чего ждать завтра. Поэтому теории о стоимости BTC на 2023 год есть самые различные.
Например, известный энтузиаст Тим Дрейпер (Tim Draper) крайне оптимистичен в своем прогнозе. По его мнению, биткоин будет стоить к концу 2023 года $250 000. Прогноз захватывающий, правда есть одно «Но». На конец 2022 года Дрэйпер предсказывал такие же цифры: $250 000. Чем дело закончилось, все знают. С другой стороны, многие инвесторы убеждены, что рост будет связан с предстоящим в 2024 году халвингом, который сократит нынешнюю награду за блок (и тем самым эмиссию) в два раза, снизив приток новых монет на рынок.
В компании Standard Chartered думают иначе. По мнению их специалистов, распродажа BTC продолжится и в 2023-м, а цена упадет до $5 000. Там полагают, что в новому году продолжатся банкротства криптофирм, доходность от майнинга также будет малопривлекательной, в связи с чем у инвесторов не будет наблюдаться энтузиазма.
Как видно, эксперты расходятся во мнениях по поводу стоимости BTC примерно в 50 раз. В начале 2023 года биткоин незначительно подрос, преодолев планку в $18 000, что вселило надежду в сторонников криптовалют. Однако пока рано делать далеко идущие выводы и тем более говорить о том, что медвежий тренд на рынке окончен.
BTC | 69535.99 |
ETH | 2505.3 |
EOS | 0.4349 |
XRP | 0.5142 |
LTC | 70.36 |
Актуальность 2024-11-02 07:30:05
Динамика курсов валют