Многие нарративы и концепции блокчейн-проектов повторяются из раза в раз. Порою может сложиться впечатление, что созданная огромными усилиями и с использованием невероятного количества электроэнергии децентрализованная инфраструктура неудобна для использования широкими слоями населения. Не меняя главной сути, криптопроекты пытаются обернуть в новую красивую упаковку старые идеи, которые не получилось продать в прошлые бычьи циклы. Верно ли это утверждение или измененный угол вопроса и обновленные технические возможности все таки приведут к массовому успеху в этот раз?
Популяризация NFT-платформ и их бурный рост сопровождался распространением концепции о возможности обернуть любую идею в форму токена — от цифрового искусства и предмета в игре до прав на владение собственностью в реальном мире. Тем не менее возможность создавать собственные уникальные токены существовала у пользователей достаточно продолжительное время.
Уже в 2017 году ряд платформ предлагал пользователям быстрое и недорогое создание собственных токенов. Токен со своей идеей, описанием, возможностью отправки и торговли на встроенном DEX можно было уже пять лет назад создать на платформах Bitshares (BTS), NEM (XEM), Waves (WAVES) и других. Аббревиатура NFT значит non fungible, то есть невозможный к повторению и копированию — единственный.
Однако, учитывая уникальный хеш транзакции при создании любого токена и возможность ограничить эмиссию в настройках, каждый созданный токен, в какой-то мере, можно считать уникальным и невозможным к копированию. Современные NFT-проекты, в большинстве случаев, по-прежнему хранят изображения и видео при помощи web2-инфраструктуры, поэтому практически отсутствует разница между созданным в ограниченном экземпляре токеном на одной из вышеуказанных платформ вместе со ссылкой на картинку в описании и современным NFT.
Определенный прогресс с 2017 года, однако, был достигнут в отображении токенов — современные версии браузерных расширений «учатся» отображать NFT сразу же из кошелька без необходимости подключения к платформе, но этот процесс пока далек от совершенства — множество токенов отображаются некорректно (что недопустимо для арт-объектов) либо же не отображаются вовсе.
Сомнения в потенциале создания новой экономической парадигмы при помощи данной технологии вызывает и характер сделок с NFT — на данный момент новостные ленты пестрят лишь сообщениями о миллионных, но разовых сделках уже раскрученных медиафигур и брендов класса люкс, возможно, просто решивших собрать сливки с модного тренда. О каждодневном обмене собственного NFT искусства множеством рядовых пользователей речь пока не идет.
Похожее описание уже существующих технологий новым и максимально размытым термином можно усмотреть и в случае с Metaverse. По оценкам множества аналитиков, Metaverse-сегмент ожидает многократный рост уже в ближайшие года. Это не вызывает сомнений, если к Metaverse относить большинство прорывных технологий — от интернета вещей до виртуальной реальности и искусственного интеллекта, как это делается в недавнем исследовании от BSG.
Наиболее широко распространенным представлением о метавселенной является взаимодействие множества пользователей друг с другом на различных мероприятиях в виртуальной реальности. Однако и это явление не является ноу-хау или хоть сколько-то более развитым для блокчейн-проектов в сравнении с Web-2-проектами.
Совместное посещение игроками значимых мероприятий игровой вселенной, к примеру, давно проводится в Fortnite при изменении карты, маркируя смену эпох. Мероприятия в Fortnite посещаются одновременно миллионами игроков, в сравнении с этой цифрой незначительным выглядит количество онлайн-пользователей, к примеру, крупнейшей блокчейн-метавселенной Decentraland — не более тысячи. Число пользователей онлайн и другую статистику работы Decentraland можно посмотреть в реальном времени на специальном сервисе.
Волну новой критики, связанную с заведомо пирамидным строением своих экосистем, получили недавно и проекты play-2-earn. Стремительный рост капитализации и энтузиазм вокруг p2e-стартапов в прошлом году сменился активной критикой данных концепций как в блокчейн-периодике, так и в среде популярных медиа.
Бессонница, раздражительность, попадание в долги, игровая зависимость и другие проблемы, вызванные игрой Axie Infinity для филиппинцев ярко описаны в материале Time. Авторы материала идут дальше критики самой игры и предлагают пересмотреть и все громкие заявления представителей криптосектора о потенциале блокчейна изменить экономику и жизнь развивающихся стран к лучшему, так как пока, из-за недостатка образовательных инициатив, зачастую удается добиться лишь противоположного эффекта. Материал Time также указывает на нескрываемую пирамидность экономической модели игры, о которой напрямую заявляли в white paper разработчики — успех проекта зависит от постоянного потока новых пользователей.
Схожая критика актуальна и для других проектов, в том числе move-2-earn-проекта Stepn, заработки в котором возможны только при условии раннего приобретения необходимых NFT-кроссовок и росте курса самого токена. О последнем на данный момент говорить не приходится — вместе с коррекцией всего рынка более других пострадали токены p2e-проектов, потеряв до 90% стоимости от пика роста цены осенью прошлого года.
BTC | 98054.99 |
ETH | 3378.36 |
EOS | 0.821 |
XRP | 1.452 |
LTC | 96.29 |
Актуальность 2024-11-25 09:50:06
Динамика курсов валют