В странах Средней Азии неоднозначное отношение к криптовалютной индустрии. В некоторых из них власти стараются создать более-менее либеральное регулирование криптовалют и майнинга, в других упор делается на максимально жесткий контроль цифровых активов.
Больше всего в сфере регулирования продвинулась Республика Казахстан и Узбекистан.
На данный момент в Казахстане ведется активная работа над созданием нормативно-правовой базы, касающейся торговли криптовалютами и майнинга криптовалют.
Пока криптовалюта в Казахстане имеет статус необеспеченного цифрового актива, платежным средством не является. Операции с криптовалютами легализованы через биржи, у которых есть регистрация в Международном финансовом центре «Астана». Это свободная экономическая зона.
Майнерам перед началом работы необходимо уведомлять регулятора. Принят закон об обязательном лицензировании майнинга. Все майнеры обязаны работать через майнинг-пулы. Запрещается использовать электричество напрямую из общей энергосистемы государства.
Майнеры должны оплачивать корпоративный подоходный налог, торговать криптовалютой могут через биржи в МФЦА. Также реализация валюты обязывает физических и юридических лиц платить подоходный налог (10% и 20% соответственно).
Пока в законодательстве отсутствуют конкретные наказания за выпуск и оборот криптовалют. К скрытому майнингу применяется ответственность за уклонение от уплаты налогов: штраф в размере от двукратной до трехкратной суммы не поступивших в бюджет платежей либо лишение свободы на срок от пяти до восьми лет.
В Узбекистане криптовалюта является имущественным правом, которое представляет собой совокупность цифровых записей в распределенном реестре данных, имеющее ценность и владельца. Криптовалюты в Узбекистане не являются платежным средством. С января этого года гражданам и юридическим лицам разрешено проводить оборот криптовалют, но только через отечественных провайдеров услуг.
Майнинг разрешен, но им могут заниматься лишь юридические лица. Тариф для майнеров более высокий, но для майнинга можно использовать и солнечную энергию. Все операции, связанные с оборотом криптовалют, налогообложению не подлежат.
В Узбекистане приняты следующие нормативно-правовые акты, касающиеся криптовалют. Это Указ президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2022 года № УП-121, постановление президента от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан», положение о порядке лицензирования деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов (рег. № 3380 от 15 августа 2022 года), Правила осуществления деятельности крипто-магазина (рег. № 3395 от 31 октября 2022 года) и другие.
С прошлого года в Кыргызстане дано определение криптовалюте. Это необеспеченный виртуальный актив. Актив не может быть платежным средством, валютой, ценной бумагой. Все операции с криптовалютой подлежат регулированию, и данная деятельность облагается подоходным налогом по ставке в 10 %
Майнинг также зарегулирован. Все майнеры обязаны пройти регистрацию в особом реестре. Майнинг тоже облагают налогом по ставке 10 %. Ответственность за ведение деятельности без лицензии или с нарушением условий ведения такой деятельности карается штрафом от 600 до 800 расчетных показателей (60000-80000 сомов. Пока в Кыргызстане действует один закон, от 21 января 2022 года № 12 «О виртуальных активах».
В Таджикистане криптовалюты не разрешены, но и формально не запрещены. Официально криптовалюта в стране не является средством обмена и сбережения. Майнеры должны регистрироваться в качестве налогоплательщиков, платить подоходный налог и по высокому тарифу: 65,07 дирам за 1 кВт/ч ($0,06).
Предусмотрены санкции за уклонение от уплаты налогов: максимальный штраф 62000-99000 сомони; $5770-9200) или лишение свободы на срок от пяти до восьми лет. За хищение электрической энергии предусмотрены штрафы. Для физических лиц до 680 сомони, а для юридических лиц до 20400 сомони. Нормативно-правовая база отсутствует.
В Туркменистане криптовалюты не легализованы. Регуляторы не предоставляют никаких данных по поводу отношения к виртуальным активам. Санкции за выпуск, как и за оборот виртуальных активов не предусмотрены. Нормативно-правовая база в отношении криптовалют полностью отсутствует.
Автор: Вадим Груздев, аналитик Freedman Сlub Crypto News
BTC | 90667.8 |
ETH | 3047.49 |
EOS | 0.5779 |
XRP | 0.8956 |
LTC | 83.5 |
Актуальность 2024-11-15 23:10:07
Динамика курсов валют