6 декабря заместитель министра финансов Алексей Моисеев сообщил об изменении позиции у Центробанка относительно контроля майнинга. Теперь регулятор фактически выступает за тотальное лицензирование добычи криптовалют, в то время как Минфин против такого подхода, рассказал Моисеев.
«У Центрального банка появилась новая позиция… фактически подводится под запрет майнинг, который производится не внутри экспериментально-правового режима. То есть люди, которые должны делать майнинг, должны это делать через уполномоченные организации и так далее, то есть фактически тотальное лицензирование. Мы против», — подчеркнул замминистра.
Возражения Минфина основаны на позиции Банка России, которая не вынесена в публичное пространство, объяснил преподаватель Moscow Digital Shool Дмитрий Кириллов. По его словам, из законопроекта о майнинге, внесенного в Госдуму 17 ноября в явном виде такие выводы не следуют. В нем содержится условие для отчуждения добытой криптовалюты — ее можно продавать лишь без использования российской информационной инфраструктуры или в рамках «регуляторных песочниц», однако это не означает запрет на майнинг за пределами «песочниц», утверждает специалист.
«Что касается лицензирования, единственная норма законопроекта, о которой может идти речь, это положение о том, что правительство РФ по согласованию с Банком России устанавливает требования к деятельности лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула. Могу согласиться, что формулировка весьма широкая, но подразумевает ли она именно лицензирование — большой вопрос», — отметил специалист.
Он указал, что идут обсуждения, например, об установке на майнинговое оборудование программно-аппаратных комплексов, позволяющих идентифицировать их владельцев и облегчить учет добытой криптовалюты для целей налогообложения. Эксперт назвал это «достаточно мягким» вариантом.
Все попытки легализации цифровых валют «разбиваются» о ЦБ, уверен основатель BitOK Дмитрий Мачихин. Он считает, что регулятор занимается вопросом, далеко выходящим за рамки своей компетенции.
«Цифровые валюты — это имущество. Майнинг связан и с имуществом, и с энергетическим сектором. Платить цифровыми валютами и так запрещено в силу закона о ЦФА. Почему ЦБ продолжает препятствовать развитию целой отрасли, способной пополнять казну на сотни миллиардов рублей в год, не понимает уже никто», — подчеркнул Мачихин.
Тотальное лицензирование майнинга — «это смешно», согласился управляющий партнер юридической компании GMT Legal Андрей Тугарин. Он напомнил, что майнинг адаптировался под требования действующего закона и функционирует в стране. При этом заниматься майнингом как процессом можно легально и без всяких правок в законы.
«Раз в России уж признали майнинг и хотят его легализовать, то считаю нужно делать это не в ущерб самому майнингу. Это более чем реально, поскольку майнинг в стране функционирует почти беспрепятственно уже сегодня», — добавил Тугарин.
По его словам, для учета майнеров, если это будет нужно ЦБ, достаточно ввести реестр на добровольной основе. А если майнинг будет легализован, то при регистрации компании в ФНС вид деятельности фиксируется, что избавляет от необходимости дополнительных лицензирований, заключил эксперт.
Тотальное лицензирование майнинга в России вызвало бы снижение численности российских майнеров, подчеркнул руководитель практики корпоративного права юридической фирмы DRC Дмитрий Цыркин. Он указал, что те майнеры, которые в текущих условиях балансируют на грани рентабельности, не смогут справиться с появившейся налоговой и регуляторной нагрузкой, поэтому примут решение о прекращении деятельности или об уходе в серую зону.
«Сильные игроки в индустрии майнинга должны были заложить рыночные и регуляторные риски в свой бизнес-план. Поэтому мы ожидаем, что даже в случае введения в России лицензирования майнинга, в результате этой ситуации произойдет естественный отбор на рынке, и индустрия продолжит работать», — отметил Цыркин.
BTC | 70195.35 |
ETH | 2521.01 |
EOS | 0.4402 |
XRP | 0.5182 |
LTC | 69.8 |
Актуальность 2024-11-01 15:20:07
Динамика курсов валют