Герберт Шопник работал генеральным директором S7 TechLab — инновационной «дочке» S7, в которой разрабатываются IT-решения, основанные на таких инновационных технологиях, как blockchain, искусственный интеллект, машинное обучение и много чего еще. Например, Data Science. В S7 начали пилотировать и тестировать технологию blockchain с 2017 года совместно с Альфа-Банком.
«В 2017-2018 годах были проведены первые тесты. Первый пилот был проведен вместе с Альфа-Банком и с Газпромнефть-Аэро по заправке воздушного судна топливом; также были проведены взаиморасчеты по данной операции. Этот пилот был признан успешным. Самолет заправили и произвели взаиморасчеты при помощи блокчейна и смарт-контрактов меньше, чем за одну минуту. Так родился первый подтвержденный тест применения такой технологии в этой индустрии», — говорит эксперт.
После этого S7 и Альфа-Банк начали развивать эту платформу и технологию самостоятельно отдельно от Газпромнефть-Аэро.
После успешной апробации блокчейн-технологий при расчетах за топливо руководство компании приняло решение о расширении применения данного решения.
«Компания S7 эту технологию начала тестировать во взаиморасчетах с агентами по продаже билетов. Там получился такой „win-win” сценарий. О нем я часто рассказываю в своих выступлениях и видео. В этом сценарии решаются некоторые боли и проблемы агентов в работе с компанией и для компании, в свою очередь, тоже появляются большие плюсы, например, связанные с тем, что отсутствуют риски при работе с агентами, и выручка приходит на счета компании сразу», — сказал Герберт Шопник.
Начиная с 2018 года уже был запущен такой производственный пилот, уже начали подключаться первые агенты и пошла продажа билетов со взаиморасчетами на блокчейне. Была создана интеграция с Альфа-Банком, и первые взаиморасчеты шли через него.
«Когда агент работает с авивкомпанией, это касается не только агентов авиакомпаний, но охватывает также и РЖД, и со страховые компанияи, и так далее. Как это работает? Они берут на реализацию билеты на лимитированную сумму, продают их, и потом, спустя положенный срок, деньги возвращаются в компанию. При этом есть риск невозврата средств со стороны агентства или банкротство агентства. Чтобы этот риск митигировать, компания требует от агента предоставления банковской гарантии», — поясняет эксперт.
Как говорит господин Шопник, банковская гарантия, во-первых, выдается не всем агентам, а во-вторых, она стоит денег: от 1,5 и более процентов для агента. Также банковская гарантия лимитирует максимальную сумму, на которую агент может продавать билеты. Если нет, банковская гарантия не выдается. Тогда есть второй способ, когда агент как бы замораживает такой страховой депозит в пользу авиакомпании. С точки зрения агента, ни тот ни другой способ не являются хорошими, так как в первом случае он просто теряет свой процент от выручки, а во втором — замораживает средства, которыми он мог бы распоряжаться, пока реализует билеты.
Для авиакомпании, в свою очередь, неудобство работы без блокчейна в том, что билеты могут быть проданы, например, сегодня, а деньги за них агент перечисляет только спустя 10 и более рабочих дней. То есть, появляется такой кассовый разрыв и, соответственно, риски неплатежа.
«Что мы сделали с помощью блокчейна? Смарт-контракты, которые работают на платформе блокчейн, интегрированы со внутренними системами банка и по определенным правилам может происходить автоматическое списание средств со счета агента на счет авиакомпании за проданные билеты. При переходе на такую схему работы с агентами каждая транзакция, каждая операция по продаже билетов сопровождается моментальным зачислением средств на счет авиакомпании», — прокомментировал Герберт Шопник.
Если у агента в данный момент не хватает средств на счету, то операция не происходит. Таким образом были переведены взаиморасчеты с теми агентами, которые подключились к этой системе на такую, почти моментальную, оплату и полностью сняли риски неплатежа со стороны агента. Какие здесь плюсы? Агент, который перешел на такую схему, не обязан получать банковскую гарантию или замораживать средства на своем счету. Также нет лимита по количеству проданных билетов. Со стороны авиакомпании тоже есть большой плюс — отсутствует риск неплатежа, так как каждая транзакция производится моментально и подтверждается на блокчейне. Банк, в свою очередь, зарабатывает на комиссиях, которые проходят по такой транзакционной модели.
Когда блокчейн оправдал возложенные на него ожидания в работе с агентами, было принято решение о масштабировании платежных инструментов на сектор В2В.
Обороты постоянно увеличивались, мы разработали такой инструмент для автоматизации и ускорения B2В-платежей. Любой процесс, который требует взаиморасчета между двумя и более юридическими лицами, мы можем сделать более прозрачным, быстрым и безопасным, при помощи технологии блокчейн. Более того, в то время, в 2018 и 2019 годах, банковские платежи могли идти несколько дней. Даже сейчас в договоре обычно прописано три рабочих дня. На тот момент, это был еще более мощный прорыв.
«С 2017-2018 года мы ускорили В2В-платежи, то есть платежи между юридическими лицами, буквально до того, что вся операция занимала ровно тридцать секунд, начиная с момента бронирования билета, заканчивая переводом денег на счет авиакомпании. Разработчики со стороны банка и со стороны Tech Lab S7 старались еще больше снизить задержки и приблизить этот процесс к онлайн-платежу. Это прорыв, и до сих пор такое решение является очень крутым по своей сути. Сейчас самый минимальный срок оплаты между юридическими лицами — это несколько часов или одни сутки; а если брать обычный режим, то это и вовсе несколько дней», — прокомментировал Герберт Шопник.
Внедрение и разработка платформы производилась свои силами, то есть в Tech Lab S7. Была создана команда, которая занималась конкретно разработкой решений на блокчейне. По мере расширения этого проекта были подключены еще и Райффайзен Банк и, в пилотном режиме, подключили банк ВТБ.
«Какие сложности и трудности? Ну, во-первых, все участники должны понимать ценность этого решения. Это всегда так в блокчейне. Его достаточно трудно внедрять, потому что обычно, когда есть хотя бы два и более участников, каждый должен видеть для себя какие-то выгоды: оптимизацию, снижение издержек, снижение рисков, повышение прозрачности и так далее. Это касается любого блокчейн-решения. Когда оно продается акционером или ЛПР, нужно добиться того, чтобы все стороны увидели полезность, ценность. Далее все переходит в техническую плоскость, то есть на каждой стороне производится некая интеграция, а для этого в крупной компании, которая хочет стать таким участником и себя расположить в узлы блокчейна и непосредственно участвовать в этом процессе, необходима какая-то минимальная практика, какая-то экспертиза по блокчейну, хотя бы несколько человек. Например, в Альфа-Банке такая экспертиза для интеграции была», — сказал Герберт Шопник.
В-третьих, это юридическая часть. Она занимает сейчас уже, наверное, даже гораздо больше времени, чем практическая, поскольку это согласование специальных правил электронного взаимодействия, так называемых, и на каждой стороне свои юристы, и если с этим сталкиваются впервые, то это занимает достаточно много времени. Например, с одним из банков процесс интеграции занял один год. Здесь параллельно велась техническая подготовка и юридическая. Вот как раз из-за последней процесс занял один год.
Как рассказывает эксперт, есть случай применения блокчейн-решений для первого строительного маркетплейса в России. Все сделки на нем совершаются в соответствии со смарт-контрактом — платежи между участниками, то есть, между покупателями и продавцом.
«Второй случай у нас был с группой аэропортов Аэродинамика. Это тоже авиаиндустрия. Мы целились в очень большой проект, когда аэрокомпания со всеми аэропортами перейдет на взаиморасчеты через блокчейн и, вообще, идея была в том, чтобы предоставить на российском рынке такой инструмент, когда все авиакомпании проводят взаиморасчеты со всеми аэропортами через эту систему. Там могла быть очень долгоиграющая история, но сейчас она, скорее всего, заморожена, потому что с одной стороны аэропорт проводит взаиморасчеты с авиакомпанией, а другой стороны аэропорт проводит взаиморасчеты со своими подрядчиками. Это тоже возможно было перевести на блокчейн», — сказал эксперт.
Первый такой пилот, даже постпродакшн, был запущен в южных аэропортах группы «Аэродинамика». Еще достаточно много было проектов, которые могли случиться еще в прошлом году, однако, к сожалению, с геополитическими изменениями авиакомпания S7 заморозила дальнейшую работу по технологии блокчейн. Не буду вдаваться в детали, однако, насколько мне известно, работа над этой технологией сейчас там не ведется и экспертиза там, скорее всего, отсутствует.
Герберт Шопник уверяет, что S7 не планировали использовать криптовалюту в качестве платежного средства, потому что в России продавать и покупать товар и услуги за криптовалюту запрещено.
«Рассматривать и другие варианты как раз в рамках нашего инновационного центра, например, выпуск или взаимодействие с каким-либо токеном или как применять технологию NFT. Однако дальше вот таких гипотез они никуда не перешли. Здесь, скажем так, это не профильная история для авиакопании, поэтому, конечно, в первую очередь нужно смотреть на тот результат, который принесет та или иная технология для бизнеса», — заключил спикер.
Но инструмент В2В для взаиморасчетов, который можно применять в любых цепочках поставок, в любых взаимодействия двух и более юридических лиц, — создан. Несколько банков было интегрировано, это решение существует и, в принципе, до сих пор есть клиенты, которые заинтересованы в применении данной технологии.
BTC | 98396 |
ETH | 3368.05 |
EOS | 0.6615 |
XRP | 1.2332 |
LTC | 89.41 |
Актуальность 2024-11-21 22:10:12
Динамика курсов валют