На этой неделе криптовалюта биткоин стала законным платёжным средством в одной из стран Латинской Америки.
Государство Сальвадор стало первой страной в мире, власти которой постановили, что биткоин можно использовать для уплаты налогов, покупки продуктов, приобретения недвижимости – всего того, что для стандартной «фиатной» (государственной) валюты является самим собой разумеющимся.
Способно ли это изменить мир? Однозначно ответить трудно.
Биткоин имеет либертарианские корни. Основная идея криптовалюты связана с уходом от институтов власти и централизации для обеспечения свободного обмена, минуя все границы.
Сальвадор, который на днях принял биткоин в качестве законного платёжного средства, точно не является государством, олицетворяющим либертарианскую утопию.
Например, незадолго до того, как биткоин стал законным платёжным средством, жительница Сальвадора была отпущена из тюрьмы, где провела девять лет по подозрению в аборте. И это ещё везение, поскольку изначально её приговорили к 30 годам заключения.
Стоит упомянуть, что в настоящее время страной управляет Наиб Букеле. Он молодой (39 лет, то есть значительно моложе других руководителей в мире), популист (по этой причине его всегда сравнивают с Дональдом Трампом), псевдодиктатор (он пришёл к власти в результате выборов, но в прошлом году заставил армию взять под контроль Конгресс).
Теперь он протолкнул закон, согласно которому биткоин стал законным платёжным средством. Он даже сменил свой аватар в Твиттере, добавив эффект «лазерных глаз» – так обозначают себя фанаты криптовалюты в этой соцсети.
Добавим ещё один важный факт: в Сальвадоре нет собственной валюты, до 2001 года страна пользовалась «колоном», но затем отказалась от него и предпочёл использовать доллар США.
Государство использует доллары, но не может влиять на денежно-кредитную политику США (которой занимается Федеральная резервная система) и не получает никакой выгоды от фискальной политики США (т.е. Сальвадор не получает никаких денег напрямую от налогоплательщиков США). Правила, касающиеся доллара США, установлены в интересах США, а не Сальвадора.
Для некоторых стран, особенно нестабильных, с низким качеством управления хозяйством, привязка к более стабильной валюте стоит того, чтобы пожертвовать этим контролем. Но в этом случае, это жертва, нет никаких сомнений.
Суверенная валюта – это ценная вещь: вы можете печатать собственные деньги, выпускать в них долговые обязательства и при этом поддерживать достаточную уверенность в этих деньгах.
Она даёт пространство для манёвра (или достаточной длины верёвку для того, чтобы повеситься, что каждый эмитент резервной валюты в истории осознавал слишком поздно).
Вот почему страны с суверенными валютами особенно остро относятся к идее конкуренции со стороны цифровых валют (независимых, децентрализованных по типу биткоина, так и конкурирующих цифровых валют, поддерживаемых государством, таких как цифровой юань Китая).
Однако, если контроль над собственной валютой и так утерян, почему бы не принять другую? В частности, валюту страны, по крайней мере, с предсказуемой денежно-кредитной политикой. Биткоин – это «твёрдая» валюта, поскольку на её количество и скорость «печати» установлен лимит.
Так что с этой точки зрения принятие криптовалюты Сальвадором не оказывает непосредственного влияния на общее положение дел.
Давайте зададимся вопросом, что могло бы произойти, если бы осведомлённость о биткоине и криптовалютах была более высокой в первые дни кризиса суверенного долга стран еврозоны?
Рассматривала бы его Греция как потенциальное решение своего валютного вопроса? Страх выхода из еврозоны – вот что в конечном итоге удерживало Грецию в ЕС на тот момент.
Валюты часто являются самым большим камнем преткновения. Если население убедить, что оцифровка или биткоинизация – это в некоем роде менее болезненная альтернатива выходу из валютного союза, то это повлияет на политику во всём мире.
BTC | 98767.22 |
ETH | 3336.87 |
EOS | 0.7152 |
XRP | 1.4666 |
LTC | 92.16 |
Актуальность 2024-11-22 14:50:06
Динамика курсов валют