ЕС и США, а также другие страны ввели беспрецедентные финансовые санкции против РФ. Это чрезвычайный геополитический сдвиг, который может привести к тому, что многие государства могут принять криптовалюту.
Как известно, международные платежи и национальные резервы рассматриваются как государственная собственность и не подпадают под действие карательных санкций, когда США сами не находились в состоянии войны с кем-либо.
Но то, что произошло в последние недели, изменило всю геополитику. Введя беспрецедентные санкции, заморозив российские валютные резервы и приостановив международные платежи из российских банков, США, ЕС и их союзники продемонстрировали готовность вооружить долларовую глобальную финансовую систему и оставить малые государства без средств.
Как санкции помогут принять криптовалюты как резервный актив, как это можно сделать?
Напомним, что основанное в Бельгии Общество всемирной межбанковской финансовой связи, или SWIFT, является основной глобальной сетью обмена сообщениями для выполнения транзакций между банками мира. Система эффективна, и многие страны используют ее и внутри своих банковских систем, поэтому SWIFT осуществляет более 42 миллионов сообщений в сутки.
Любая валюта может быть продана через SWIFT, но более 40% его сделок номинированы в долларах, поэтому она укрепляет систему, основанную на долларах США. Неудивительно, что в 2015 году Китай запустил конкурента SWIFT, Систему трансграничных межбанковских платежей (CIPS), чтобы стимулировать международное использование юаня.
Когда в эпоху Трампа разгорелась торговая война в США, Пекин связал международные инвестиции, включающие его инициативу «Один пояс, один путь» с участием 70 стран и стоимостью 1 триллион долларов, с обязательством использовать CIPS. В прошлом году, хотя в юанях участвовало всего 3% платежей SWIFT, количество транзакций CIPS выросло более чем на 60%, а стоимость транзакций CIPS увеличилась более чем на 80%, до 64 трлн юаней.
В 2017 году Россия запустила собственного конкурента SWIFT — Систему передачи финансовых сообщений или СПФС. Он получил меньшее распространение из-за более высоких транзакционных издержек и потому, что экономика России составляет одну десятую экономики Китая. Но после введения западных санкций РФ начала активно продвигать использование SPFS среди своих ключевых торговых партнеров, которые также являются союзниками Запада, таких как Индия, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты. Основные рычаги влияния Москвы исходят от экспорта нефти и газа.
На данный момент международный рынок нефти и газа оценивается почти в 6 трлн долларов, или 7% мирового ВВП, поэтому почти все национальные экономики так остро реагируют на изменения цен на сырую нефть. После сделки между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией в 1970-х годах — соглашения, которое ввело термин «нефтедоллары», — нефть и газ оценивались и котировались исключительно в долларах США.
Но это может скоро измениться. Россия пытается заставить европейских импортеров ее нефти и газа платить в рублях. В то время как Германия и другие страны отказались, Венгрия вынуждена пойти на такой шаг. Китай в течение многих лет стремился покупать нефть в юанях, и в прошлом месяце The Wall Street Journal сообщил, что Саудовская Аравия серьезно рассматривает это предложение. На сегодняшний день это будет самой серьезной проблемой для глобальной системы, номинированной в долларах.
Также в прошлом месяце Москва объявила, что Россия и Китай договорились о совместном использовании CIPS и SPFS, и возможно транзакции также начнут включать цифровые рубли и юани. Сообщается также, что Индия согласилась создать новую систему с Россией. То есть может возникнуть новая финансовая система платежей.
В свою очередь небольшие государства могут быть заинтересованы в нейтральной резервной валюте и платежной системе, невосприимчивой к действию санкций. Эту роль на себя может взять криптовалюта.
Сальвадор принял Биткойн в качестве законного платежного средства. В прошлом месяце Украина сделала криптовалюты средствами для платежей. ЦАР также принимает Биткойн как платежную единицу. Вполне вероятно, что Венесуэла или Катар, могут принять криптовалюту и установить цену на экспорт нефти в Биткойнах. Как только нефть и газ можно будет номинировать в криптовалюте, компании могут начать привязывать свои товары и услуги к криптовалюте.
Некоторые страны начинают понимать, что присоединение либо к долларовой системе, либо к китайско-российской системе оставляет их уязвимыми для геополитических изменений.
В то же время нужно указать, что на данный момент доминирование доллара не так уж плохо. Осуществление платежей происходит мгновенно, и замена этих систем стейблкоинами или какой-либо цифровой валютой центрального банка завтра, вероятно, принесет почти незаметные улучшения.
Однако, для небольших стран, стремящихся сохранить свой финансовый суверенитет и избежать геополитических последствий, криптовалюты могут стать резервной валютой, хотя это произойдет не сразу. Но остается открытым вопрос, а не будут ли придуманы новые виды санкций, которые смогут запрещать и криптовалюты?
Автор: Вадим Груздев, аналитик Freedman Сlub Crypto News
BTC | 69596.01 |
ETH | 2498.8 |
EOS | 0.4378 |
XRP | 0.5127 |
LTC | 70.54 |
Актуальность 2024-11-02 15:20:09
Динамика курсов валют